14.10.2016 22:36 Махмуд Казакбаев, директор информационно-аналитического агентства «Альянс-пресс» Бишкек 3667

Атамбаеву пора ехать в Ташкент

Мы все следим за поездкой президента Кыргызстана в Закавказье. Это – полезная вещь, хотя экономические связи с Грузией у Кыргызстана не так уж велики. Ну, у нас вдоволь стала минеральной воды «Боржоми», в магазинах продается еще и грузинское вино. Что мы туда экспортируем – понятия не имею. Но гораздо более важно другое. Закавказье – хорошо, но близкий сосед, как говорится, лучше даже дальнего родственника.



После смерти Ислама Каримова, занимавшего очень жесткую внешнеполитическую позицию, Узбекистан стремительно меняется, становится более открытым. Недавно, впервые за много лет, Андижан посетила наша делегация. Это очень показательно. Новое руководство Узбекистана готово начать перезагрузку отношений с теми, с кем они были заморожены или слегка подморожены.

И другие лидеры СНГ это почувствовали. В Ташкент летал Владимир Путин – через три дня после похорон Ислама Абдуганиевича. В Узбекистане побывал Нурсултан Назарбаев, Александр Лукашенко. Но у Лукашенко нет общей границы с Узбекистаном, тем более, частично не определенной до конца, а у нас есть. Есть еще население, которое связано родственними узами с обоих сторон. Есть предприниматели с обеих республик кровно заинтерисованные в трансграничной торговле.

Я больше чем уверен, что нашему президенту нужно воспользоваться переменой настроений в Ташкенте. И в первую очередь лететь именно туда. На фоне других визитов это вовсе не будет выглядеть заискиванием. Почтить память покойного президента, много сделавшего для своей страны – что может быть лучшим поводом? А предметов для переговоров с будущим президентом (назовем уже вещи своими именами) у нашего лидера может быть море. От тех же вопросов границы до Бургандинского подземного газохранилища, которое находится на нашей земле (точнее, под нашей землей), но активно используется Узбекистаном. Не говоря уже, конечно, о водной проблеме, которая кажется вечной (пока ее не решат).


Я, конечно, понимаю, что визиты в другие страны готовятся загодя, не один месяц. Но бывают исключительные ситуации, когда надо действовать быстро, чтобы протянутая дружеская рука не повисла в воздухе. Кстати, у Атамбаева есть позитивный опыт взаимодействия с Шавкатом Мирзиеевым. Когда разворачивались трагические июньские события, как сам Атамбаев рассказывает, он держал прямой контакт от Временного правительства именно с Мирзиеевым, и это позволило локализовать конфликт, не дать ему перейти на новый уровень. Так что я лично советовал бы Алмазбеку Шаршеновичу обязательно дополнить свой рабочий график этим визитом, от этого Кыргызстан может много выиграть.
 
Материалы по теме
13.04.2024 Страны Центральной Азии и Совет сотрудничества арабских государств Залива: синергия потенциалов
15 апреля в столице Узбекистана состоится вторая встреча министров иностранных дел формата «Центральная Азия – Совет сотрудничества арабских государств Залива».
19.01.2024 Узбекистан: как превратить молодое поколение в драйвер страны
Сегодня интеллектуальная молодежь Нового Узбекистана демонстрирует свой потенциал в разных сферах всему мировому сообществу. Действительно, наше государство переходит на новый этап развития. Широкомасштабные реформы способствуют укреплению сотрудничества и формированию стабильности не только внутри страны, но и во всем регионе.
01.11.2023 Обеспечение справедливости и верховенства закона в Узбекистане: в контексте судебно–правовых реформ
В Республике Узбекистан за последние годы в рамках судебно-правовых реформ были достигнуты значительные результаты, которые коснулись всех сфер. Как указал Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев «за последние годы мы проделали большую работу по утверждению справедливости в судебно-правовой системе». Основной целью этих реформ являются обеспечение приоритетности прав личности, верховенства закона в деятельности судов и правоохранительных органов.
18.09.2023 Сотрудничество стран Центральной Азии и ООН по вопросам обеспечения региональной безопасности
В последние годы Центральная Азия вступила в новый этап развития сотрудничества с внешнеполитическими партнерами и международными организациями, среди которых важное место занимает Организация Объединенных Наций.
16.09.2023 Пятая Консультативная Встреча Глав Государств Центральной Азии: Формирование общерегиональной безопасности
Состоявшаяся 14 сентября в г. Душанбе Пятая юбилейная Консультативная встреча глав государств Центральной Азии подтвердила твёрдую политическую волю лидеров стран региона всесторонне расширять и углублять многостороннее межгосударственное сотрудничество.
14.09.2023 Стратегия «Узбекистан-2030»: стабильное развитие и процветание
После всенародного обсуждения принят Указ Президента «О Стратегии «Узбекистан-2030» от 12 сентября 2023 года, который отражает новое видение развития страны на ближайшие семь лет. Документ состоит из ста целей, ориентированных на пять основных направлений, и является важным фактором в повышении благосостояния населения и устойчивом экономическом росте.
09.09.2023 Реализация международных инициатив Нового Узбекистана – глобальное признание открытой и прагматичной внешней политики страны
В последние годы заметно возросло внимание международного сообщества к Узбекистану. Переход к новой модели развития страны в соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021гг. и Стратегией развития Нового Узбекистана в 2022-2026 гг. предопределил существенную трансформацию внешнеполитического курса страны.
12.08.2023 ЗНАЧЕНИЕ УЗБЕКСКО-КЫРГЫЗСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Сегодняшняя Центральная Азия – это не вчерашняя Средняя Азия. Место и значение региона на мировой политической арене растет быстрыми темпами. Например, введение форматов «Центральная Азия+» - США, Россия, Китай, Индия, Евросоюз, арабские государства Персидского залива, Япония, Южная Корея, само по себе свидетельствует о том, что границы интересов в регионе расширились. Особенно это было мотивировано организацией регулярных консультационных встреч лидеров стран Центральной Азии. Несомненно, развитие Центральной Азии тесно связано с единством, взаимным доверием и двусторонним сотрудничеством пяти регионов. В связи с этим можно привести пример перехода отношений Узбекистана и Кыргызстана на новый уровень.
13.07.2023 Миссия БДИПЧ ОБСЕ высоко оценила подготовительные работы к выборам президента в Узбекистане
В столице Узбекистана состоялась пресс-конференция Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству Европы, посвященная предварительным результатам досрочных выборов Президента Республики Узбекистан.
11.07.2023 Миссия БДИПЧ ОБСЕ: Досрочные президентские выборы в Узбекистане, состоявшиеся 9 июля, были хорошо подготовлены
«Досрочные президентские выборы, состоявшиеся 9 июля, были хорошо подготовлены с технической стороны», - сказала глава Миссии Бюро демократических институтов и прав человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ ОБСЕ) Урсула Гачек в ходе состоявшейся 10 июля 2023 г. в столице пресс-конференции, посвященной предварительным результатам выборов Президента Узбекистана.