23.03.2017 13:08 Махмуд Казакбаев Бишкек 1531

Бросил камень в стеклянную стену

13 марта 2017 года на странице интернет сайта «Фергана.ру» была напечатана интервью Алексея Торка с бывшим большим госчиновником КР под названием «Экс-замминистра культуры Кыргызстана Максат Чакиев: Лет через пять националисты заявят о себе, как о политической силе»



Алексей Торк, исходя из событий  мартовских дней в связи  с отправкой в СИЗО ГКНБ оппозиционера Омурбека Текебаева, считает, что грядут новые веяния в стране. Приводя мнения экспертов и политологов (которых, по его выражению, в Бишкеке чуть меньше, чем таксистов), рассуждающих  о «конце эпохи», об усталости людей от нынешних элит и о вероятности их обновления за счет «националистических сил», решил удостовериться в правдивости этих суждений. В качестве эксперта по данной проблематике он взял интервью у  Максата Чакиева, 39-летнего экс-замминистра культуры страны, с 2010 года являющегося одним из спикеров так называемых кыргызских молодых националистов.
Максата Чакиева он называет отцом-основателем «Всемирных Игр кочевников» - грандиозного этнофестиваля, признанного в стране единственным и по настоящему успешным национальным продуктом за все время её независимости. Хотя непонятно, насколько это соответствует действительности. По крайней мере, в этом есть большие сомнения.
Еще одной заслугой Чакиева перед народом Кыргызстана в ранге замминистра культуры и с единомышленниками была презентация в агентстве «Кабар» некого «Кодекс Кыргыза», раскритикованного русскоязычными СМИ за «национализм».
 
На вопрос: «Вы определяете себя как «националиста»,  Максат Чакиев отвечает, что он себя считает «позитивным националистом». Не противопоставляющего свою нацию другой. И его задача, и задача его единомышленников элементарна и естественна – они хотят принести пользу своему народу. Но вот будет ли польза?
Пока Чакиев допускает, что это движение еще не дошло до уровня государства, государство еще не применяет его принципы в своей жизнедеятельности. Но лет через пять, возможно, националисты неизбежно заявят о себе как о политической силе. Про коллективное свое детище - «Кодекс кыргыза» - экс замглавы министерство говорит следующее: «Это попытка напомнить обществу существовавшую морально-нравственную конституцию кыргызского народа, его основные ценности. Мы их не придумывали, они действовали в досоветский период. Работая над «Кодексом», мы разговаривали со многими историками, этнологами. Специалисты подтвердили существование различных кодексов - нравственных правил, которые были у кыргызов и в енисейский период, и после. Эти правила задавали основные направления нашей жизни, и очень эффективно, без всяких партий и официальных конституций. Сегодня мы готовимся представить второй, расширенный вариант «Кодекса…». Он будет исключительно прообразом Конституции, то есть, формат, подача и даже внутреннее оформление, дизайн, все это будет полностью выдержано в форме Основного закона. В нем также будет «кодекс хана», «кодекс служащего». Они будут отправлены для ознакомления и в аппарат президента, в различные госведомства».
Фактически это – противопоставление официальной позиции президента Кыргызстана, который говорит о необходимости формирования «гражданской нации», где в первую очередь важно, чтобы гражданин чувствовал себя кыргызстанцем.
Он считает, что «народ Кыргызстана сегодня– искусственное понятие». Поскольку констатирует Чакиев: «У нас нет сплачивающей, объединяющей нас в один народ идеи. Мы все являемся гражданами КР. Но гражданство, штамп в паспорте не являются объединяющим фактором. Что на сегодняшний день объединяет народ Кыргызстана, его этносы, что делает его единым народом? К сожалению, лично я пока что никакого ответа на этот вопрос не нашел».
 
Но, что же будет объединять кыргызов как носителей нового сознания? От кого они должны отделить себя? Внезапно у бывшего чиновника возникает тема неких «сартов». В одном из своих пояснительных комментариях к «Кодексу» опубликованных в своем блоге Чакиев пишет следующее: «Кыргызы за рубежом в страхе не произносят название своего народа. Мы стали уподобляться «сартам»».
В интервью «Фергане» Чакиев утверждает, что это ни в коем случае не народ, тем более это не нация. Это некое, скажем так, определение, поведенческое определение определенных людей либо группы людей: «В нашем народе, например, сартами называют людей меркантильных, исключительно ищущих только своей выгоды, людей, практически готовых отказаться от своих национальных, государственных ценностей ради индивидуальной своей выгоды. Еще раз хочу подчеркнуть, это не нация, не народ. Это поведенческие нормы», - сказал он.
Что-то мне это напомнило. Похожим образом в Германии при Гитлере описывали и рисовали карикатуры на евреев… Кстати, интересный вопрос. Чакиев был осужден за корыстное должностное преступление. Про это в интервью почему-то не упоминается. Неужели сартом, то есть, по его определению, человеком, который готов на все ради корысти, является он сам?!
Напомним, сей господин, будучи заместителем министра, согласно  сообщению МВД, в июле 2014 года, «войдя в доверие к иностранцу, под предлогом совместной работы в сфере туризма выдал ему фиктивное удостоверение члена Совета по развитию туризма Департамента туризма. Иностранец должен был за это вознаградить чиновника материально. Установлено, что иностранец на самом деле не является членом совета».
Таким образом заместитель министра в ходе расследования предложил сотрудникам МВД взятку в $2 тысячи и бесплатный отдых в пансионате на Иссык-Куле. Генпрокуратура возбудила еще одно уголовное дело - по факту взятки. Максата Чакиева задержали при передаче денег и водворили в ИВС ГУВД. Правда, пробыл он там недолго.
После первого судебного процесса Верховный суд изменил приговор Бишкекского городского суда в отношении Максата Чакиева. Он был осужден по статье 350 (Подделка, изготовление, сбыт или использование поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков), также по статье 314 (дача взятки) УК КР.
Но сейчас мы анализируем не подробности его биографии, а его идеи. В массовом сознании со словом «сарт» есть совершенно очевидная ассоциация. С сартами ассоциируется древнее название узбеков и таджиков, оседлых жителей Ферганской долины. Многие этнонимы и топонимы в Ферганской долине в Средние века были персоязычными. Наш общий великий земляк, поэт, просветитель и падишах Захириддин Бабур в своей автобиографической книге «Бабурнаме» - упоминал гору Баракух (гора Сулеймана), что соответственно персоязычном интерпретации означает «Зеленая гора», или название речки под этой горой Джупас («Тихотекущая вода») и так далее. Захириддин Бабур в своем издании констатирует, что в Маргилане, Ходженте и в Кабуле живёт народ, называемый персидским словом сарты, а в Андижане живут тюрки. Это еще одно исторически документальное подтверждение, что как национальность сарты были, и они есть.
Этнографы до революции писали о том, что сарты (население городов) пополняли своё количество за счёт прибывавших из сельской местности узбеков. И, кстати, именно это оседлое население первыми стали перенимать капиталистический способ производства – создавать мануфактуры, вести крупную торговлю.
Но когда перед советскими учёными стала проблема, как назвать это городское и кишлачное население – сартами или узбеками, то высшее коммунистическое руководство  решило этот вопрос в пользу второго варианта. По рассуждению, исходящую из классовых соображений, партия не могла дать чуждое буржуазное название этому населению. Поскольку под сартами подразумевали зажиточного ремесленника – мануфактурщика, богатого купца и мусульманского священнослужителя.
И, наверное, поэтому правы все другие тюркские народы Центральной Азии – туркмены, казахи и кыргызы, которые под сартами всегда подразумевали узбеков. А вовсе не «поведенческие нормы». Неужели все-таки Чакиев считает эти «поведенческие нормы» присущими одному этносу?
Сразу возникает к этому «теоретику» несколько вопросов. Во-первых, он, наверное, видит свой новый Кыргызстан не современным капиталистическим, а феодальным государством, где есть рыцари и чернь, которой те правят, как хотят. Потому что в любом капиталистическом обществе предпринимательская инициатива, приносящая прибыль – это нормально. Чакиев обойдется? Ну, пусть так, посмотрим, как к этому отнесутся избиратели. Есть сомнения, что такая схема общественного устройства будет работать, но это проблемы Чакиева и его единомышленников.
Во-вторых, меня лично задело то, что, уже отбросив всякие кривляния насчёт сартов, конкретно в лицо узбеков он бросает в интервью «Фергане» обвинение: «Если говорить об узбеках, о второй по численности этнической группе в стране, то Вы знаете… Я часто бываю на юге, разговариваю с их представителями и понимаю, что они просто живут. С таким же успехом, они бы так жили и в другой стране, т.е., у них нет осознанного понимания – зачем им это государство… Они не участвуют в жизни этого государства, в построении или достижении определённой глобальной национальной или страновой идеи».
Что тут можно возразить? А кто тебе это сказал? Мы как раз прекрасно понимаем то, что эта земля, на которой мы родились – и есть наша Родина. Я лично утверждаю, что кыргызстанские узбеки в другой государстве не хотят жить, потому что они глубокой любовью привязаны к своей Родине!
У узбеков здесь глубокие вековые корни. Одним из подтверждением этому можно привести факт наличия отдельной своеобразной древней школы шитья узбекской тюбетейки - «седона нусха» прозванная Ошским (наравне с андижанским, маргиланским и чусткими образцами). Это тюбетейка по всей Средней Азии выполняла и выполняет роль бренда города Ош. И не зря видный учёный историк академик Масон в дни празднования 3000-летия города Ош в 2000 году в Южной столице на научных конференциях в президиуме сидел с этой тюбетейкой на голове, что было глубоко символично.
На протяжении долгих лет мы, наравне с другими нациями, населяющими Кыргызстан, отдавали свой труд республике, мы проливали свою кровь, когда на нашу общую родину напали враги. Среди узбеков Кыргызстана есть четыре Героя Советского Союза, 34 Героя Социалистического Труда, один дважды Герой Социалистического Труда, 1 полный кавалер орденов Славы, два Героя Кыргызстана – это о чём-нибудь говорит? Вклад наших узбекских учёных даже только на примере академика Героя Социалистического Труда Мирсаида Миррахимова (чьим именем назван национальный центр кардиологии в Бишкеке), и Героя Кыргызстана профессора Эрнста Акрамова, достойны всякой почести и гордости. Родина достойно оценила их вклад в мировую науку.
Кыргызстан вправе гордится весомым вкладом в дело освоения Космоса силами своих граждан из числа узбеков, коими являются академик Мухамаджан Мамасаидов и Герой Кыргызстана, Герой России космонавт Салижан Шарипов. Спортсмены, такие как семикратный чемпион мира Орзубек Назаров, тоже внесли свой вклад в славу Кыргызстана в мире.
Бездоказательной ложью являются утверждения Чакиева о том, что будто узбекская этническая группа не участвует и не хочет участвовать в общественной жизни Кыргызстана, не хочет учить кыргызский язык наравне с родным. И не хочет приобщаться к кыргызской культуре.
Наоборот, в последние годы отмечаются позитивные тенденции в виде небывалой активности узбекской молодежи в овладении государственным кыргызским языком, в стремлении служить в Вооруженных Силах КР. Узбекские писатели Кыргызстана начали переводить классиков кыргызской поэзии и литературы на узбекский язык, в т.ч. «Манас», «Семетей» и «Сейтек». Все произведения Чингиза Айтматова переведены и с любовью читаются также и на узбекском языке. Творческий коллектив Ошского узбекского театра имени З.Бабура поставила в очередной раз спектакль «Манас Великодушный» и с этой постановкой объездил такие города Узбекистана как Андижан, Наманган и Фергана.   Подобные зерна патриотизма непременно дадут всходы в виде мира, прочной дружбы в солнечном и свободном Кыргызстане.
Узбеки по национальности становятся депутатами Жогорку Кенеша (хотя на последних выборах некоторые партии брали их только в конец списка, «для галочки», а потом депутатами они не становились) и местных кенешей. Узбеки очень активно участвуют в выборах, они верят, что их голос будет услышан.
Чакиев всего этого не знает, или не хочет знать? В таком случае, он и его «новое поколение позитивных и умеренных националистов» ничем не отличаются от «неумеренных». Если он не знает страны, которой надеется управлять, это очень опасно. Поскольку  грозит взорвать Кыргызстан изнутри.
Говорят, очень опасно бросаться камнями в доме, построенном из стекла. Максат Чакиев этим уже занялся. Обломки этих стекол грозят поранить очень многих. Только гражданская нация, только уход от национальной розни – вот путь для Кыргызстана. Стране сейчас нужно объединить все силы, чтобы достичь процветания и выйти из кризиса. Кидаться обидными прозвищами, обращаться к низменным человеческим чувствам – это путь к катастрофе.
Материалы по теме
16.07.2017 Откровения мам «особенных» детей
Часто мамам «особенных» детей приходится слышать в роддоме слова «брось его он(а) не будет нормальным человеком, ты еще молодая родишь, еще и др. обидные и неприятные слова