27.06.2017 10:01 Бишкек 3180

Что могут короли?

В Кыргызстане грядут очередные президентские выборы. Сооронбай Жээнбеков, Омурбек Бабанов, Темир Сариев и прочие кандидаты будут оспаривать друг у друга право занять президентский пост. Один из кандидатов уже даже заказал торт с шоколадной копией себя и украшенным президентской цепью. Но что в реальности значит теперь эта должность?


В прошлом году в Кыргызстане, как известно, прошел конституционный референдум. Он серьезно сократил полномочия президента, усилив премьер-министра. По существу, важнейшей функцией президента осталось руководство внешней политикой (тоже вместе с премьером, но здесь президент хотя бы вправе определять стратегический курс).
Во внутренней политике, в экономике от него зависит довольно мало. Конечно, по привычке народ думает, что президент может все: снимать министров, решать социальные проблемы, давать распоряжения о строительстве школ, дорог, больниц и чего угодно. Многие кандидаты на это и будут бить. Они будут обещать населению в регионах все, что угодно, вплоть до починки крыш и строительства колодцев.
Как отличить, где обман, а где, возможно, правда? Надо смотреть на полномочия президента по конституции. Просто если кандидат, например, обещает построить «безопасный город», то он, очевидно, просто врет. У него таких полномочий нет. Этим должны будут заниматься либо Правительство, либо вовсе муниципалитеты. А вот если обещает продвигать кыргызстанские товары за рубежом, поддерживать экспорт – то, вполне возможно, говорит правду. По крайней мере, внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельность – это его, и у будущего президента появится хотя бы теоретический шанс сдержать свое обещание.
Отдельный вопрос – генеральная прокуратура. Президент имеет право назначать генерального прокурора (но это не значит, что генпрокурор у него в прямом подчинении – он Закону в первую очередь должен вообще-то подчиняться). Но и тут много всяких но… Генпрокуратура может возбудить уголовное дело, но расследовать его – это уже функция МВД. А главу МВД назначает и снимает с должности уже премьер.
Короче говоря, становится понятно, ради чего в прошлом году затевался референдум по конституции. Теперь ни у президента, ни у премьера нет легкой возможности собрать всю власть в своих руках, и превратиться в «дракона», о котором говорил Алмазбек Атамбаев. Главное, чтобы они между собой не начали драться за эти самые полномочия. Так что было бы идеально для страны, чтобы и президент, и премьер Кыргызстана оказались из одной команды.
 
Материалы по теме
13.04.2024 Страны Центральной Азии и Совет сотрудничества арабских государств Залива: синергия потенциалов
15 апреля в столице Узбекистана состоится вторая встреча министров иностранных дел формата «Центральная Азия – Совет сотрудничества арабских государств Залива».
19.01.2024 Узбекистан: как превратить молодое поколение в драйвер страны
Сегодня интеллектуальная молодежь Нового Узбекистана демонстрирует свой потенциал в разных сферах всему мировому сообществу. Действительно, наше государство переходит на новый этап развития. Широкомасштабные реформы способствуют укреплению сотрудничества и формированию стабильности не только внутри страны, но и во всем регионе.
01.11.2023 Обеспечение справедливости и верховенства закона в Узбекистане: в контексте судебно–правовых реформ
В Республике Узбекистан за последние годы в рамках судебно-правовых реформ были достигнуты значительные результаты, которые коснулись всех сфер. Как указал Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев «за последние годы мы проделали большую работу по утверждению справедливости в судебно-правовой системе». Основной целью этих реформ являются обеспечение приоритетности прав личности, верховенства закона в деятельности судов и правоохранительных органов.
18.09.2023 Сотрудничество стран Центральной Азии и ООН по вопросам обеспечения региональной безопасности
В последние годы Центральная Азия вступила в новый этап развития сотрудничества с внешнеполитическими партнерами и международными организациями, среди которых важное место занимает Организация Объединенных Наций.
16.09.2023 Пятая Консультативная Встреча Глав Государств Центральной Азии: Формирование общерегиональной безопасности
Состоявшаяся 14 сентября в г. Душанбе Пятая юбилейная Консультативная встреча глав государств Центральной Азии подтвердила твёрдую политическую волю лидеров стран региона всесторонне расширять и углублять многостороннее межгосударственное сотрудничество.
14.09.2023 Стратегия «Узбекистан-2030»: стабильное развитие и процветание
После всенародного обсуждения принят Указ Президента «О Стратегии «Узбекистан-2030» от 12 сентября 2023 года, который отражает новое видение развития страны на ближайшие семь лет. Документ состоит из ста целей, ориентированных на пять основных направлений, и является важным фактором в повышении благосостояния населения и устойчивом экономическом росте.
09.09.2023 Реализация международных инициатив Нового Узбекистана – глобальное признание открытой и прагматичной внешней политики страны
В последние годы заметно возросло внимание международного сообщества к Узбекистану. Переход к новой модели развития страны в соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021гг. и Стратегией развития Нового Узбекистана в 2022-2026 гг. предопределил существенную трансформацию внешнеполитического курса страны.
12.08.2023 ЗНАЧЕНИЕ УЗБЕКСКО-КЫРГЫЗСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Сегодняшняя Центральная Азия – это не вчерашняя Средняя Азия. Место и значение региона на мировой политической арене растет быстрыми темпами. Например, введение форматов «Центральная Азия+» - США, Россия, Китай, Индия, Евросоюз, арабские государства Персидского залива, Япония, Южная Корея, само по себе свидетельствует о том, что границы интересов в регионе расширились. Особенно это было мотивировано организацией регулярных консультационных встреч лидеров стран Центральной Азии. Несомненно, развитие Центральной Азии тесно связано с единством, взаимным доверием и двусторонним сотрудничеством пяти регионов. В связи с этим можно привести пример перехода отношений Узбекистана и Кыргызстана на новый уровень.
13.07.2023 Миссия БДИПЧ ОБСЕ высоко оценила подготовительные работы к выборам президента в Узбекистане
В столице Узбекистана состоялась пресс-конференция Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству Европы, посвященная предварительным результатам досрочных выборов Президента Республики Узбекистан.
11.07.2023 Миссия БДИПЧ ОБСЕ: Досрочные президентские выборы в Узбекистане, состоявшиеся 9 июля, были хорошо подготовлены
«Досрочные президентские выборы, состоявшиеся 9 июля, были хорошо подготовлены с технической стороны», - сказала глава Миссии Бюро демократических институтов и прав человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ ОБСЕ) Урсула Гачек в ходе состоявшейся 10 июля 2023 г. в столице пресс-конференции, посвященной предварительным результатам выборов Президента Узбекистана.