22.09.2025 15:40 44
Выдвинутые Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым инициативы на Генассамблее ООН имеют особое значение для развития Центральной Азии и отражают новую линию внешней политики страны на укрепление добрососедства и интеграции.
1.1. Узбекистан строго соблюдает цели и положения ООН.
С 2017 г. Узбекистан активизировал участие во всех сферах деятельности Организации объединенных наций.
Выдвигает чрезвычайно важные и актуальные инициативы, касающиеся всех сфер деятельности ООН, в частности, вопросов мирного урегулирования международных конфликтов, недопущения новых глобальных вооруженных столкновений, налаживания сотрудничества между странами, глобального и регионального диалога, действий и защиты прав человека во всем мире.
Региональные и глобальные инициативы, выдвинутые Президентом Республики Узбекистан Ш. Мирзиёевым на Генеральной Ассамблее ООН формируют последовательную повестку для Центральной Азии.
1.2. В 2018-2025 гг. по инициативе нашей страны были приняты 13 резолюций Генассамблеи ООН. Они охватывают широкий спектр вопросов - от мира и безопасности до экологии, прав человека и культурного взаимодействия. Среди них, резолюции: 1) «Укрепление регионального международного сотрудничества по обеспечению мира, стабильности и устойчивого развития в Центральноазиатском регионе» (июнь 2018 г.); 2) «Просвещение и религиозная толерантность» (декабрь 2018 г.); 3) «Устойчивый туризм и устойчивое развитие в Центральной Азии» (декабрь 2019 г.); 4) «Об объявлении региона Приаралья зоной экологических инноваций и технологий» (май 2021 г.); 5) «Об укреплении взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией» (июль 2022 г.); 6) «Об усилении роли парламентов в ускорении достижения Целей устойчивого развития (ЦУР)» (декабрь 2022 г.); 7) «Центральная Азия перед лицом экологических проблем: укрепление региональной солидарности во имя устойчивого развития и процветания» (декабрь 2023 г.); 8) «Готовность стран Центральной Азии выступать единым фронтом и сотрудничать для эффективного решения и устранения проблем, связанных с наркотиками» (июнь 2024 г.); 9) «Содействие устойчивому лесопользованию, включая облесение и лесовосстановление, на деградированных землях, в том числе в засушливых районах, как эффективное решение экологических проблем» (август 2024 г.).
Инициативы Узбекистана нашли отражение и в других структурах. В Совете по правам человека приняты резолюции о последствиях пандемии COVID-19 для прав человека и о роли молодёжи. Разработанный узбекской стороной Кодекс добровольных обязательств государств во время пандемий получил статус официального документа ООН и признан как вклад Узбекистана в усилия мирового сообщества в этих делах. В ЮНЕСКО стартовал «Хивинский процесс» (2021), что является продолжением форума «Центральная Азия на перекрёстке мировых цивилизаций». Утверждена «Ташкентская декларация» (2023) по всеобщему доступу к информации.
По инициативе Узбекистана в 2019 г. под эгидой ООН в нашей стране создан Многопартнёрский трастовый фонд по человеческой безопасности для региона Приаралья. Представляет собой единую платформу для международного сотрудничества и стал моделью привлечения ресурсов и координации усилий доноров. Объединяет проекты по предотвращению последствий экологической катастрофы, улучшению жизни и безопасности населения, развитию человеческого капитала.
В рамках реализации инициативы Главы государства,
в 2024 г. в г. Самарканде совместно со структурой «ООН-Женщины» проведён Азиатский форум женщин. В 2025 г. Международный транспортно-логистический многофункциональный хаб в Термезе включён в Глобальную сеть поставок Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ).
Особое место в успехах узбекской внешней политики занимает парламентская дипломатия, которая превратилась в ведущий механизм продвижения и практической реализации Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года. По инициативе Узбекистана Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию о повышении роли парламентов в ускорении достижения ЦУР. Этот документ стал важным шагом в институционализации парламентской дипломатии, укрепил авторитет страны как активного проводника международных инициатив и придал новый импульс развитию межпарламентского сотрудничества в Центральной Азии и за её пределами. Как представляется, ускорение реализации Целей устойчивого развития в глобальном масштабе можно также достичь путем более активного вовлечения национальных парламентов в комплексную работу по надзору за уровнем бедности, организованной медицинской помощи, прав человека и других измерений ЦУР в тесном сотрудничестве со структурами ООН.
2.1. Все эти шаги продемонстрировали, что Узбекистан не просто предлагает идеи, а формирует устойчивую систему международного взаимодействия. Речь идёт не только о дипломатическом успехе, но и о стратегическом вкладе в будущее Центральной Азии: укрепление региональной солидарности, институционализация экологических, экономических и гуманитарных программ, открытие новых возможностей для инвестиций, технологий и человеческого развития.
Узбекистанская дипломатия таким образом не только выводит регион на мировую арену, но и меняет его внутреннюю динамику – от экологической реабилитации до расширения образовательных и экономических горизонтов.
Это новый этап, в котором Центральная Азия выступает самостоятельным субъектом глобальной политики и экономики, предлагая миру повестку сотрудничества, устойчивости и совместного прогресса.
За семь лет Узбекистан превратил свои инициативы в полноценную систему международных решений, направленных на устойчивое развитие Центральной Азии. Это не только дипломатический успех, но и долгосрочный стратегический вклад в будущее региона, где экология, экономика, социально-гуманитарная сфера и безопасность воспринимаются как взаимосвязанные части единой системы.
2.2. За последние годы экономическое сотрудничество между странами ЦА приобрело ускоренную динамику, наблюдается активная реализация неиспользованного потенциала во внешней торговле, взаимных инвестициях, расширении кооперационных связей, развитии транспортной и энергетической инфраструктуры.
Главным приоритетом проводимой Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым обновленной внешней политики является «мирная и экономически процветающая Центральная Азия».
Узбекистан последовательно развивает дружеские и взаимовыгодные связи со всеми странами дальнего и ближнего зарубежья, включая соседние страны по региону. Благодаря твердой политической воле всех лидеров стран Центральной Азии сегодня в регионе создана абсолютно новая благоприятная атмосфера взаимопонимания, а также все необходимые условия для конструктивного решения актуальных вопросов. Обоюдное стремление сторон придало мощный импульс укреплению политического и расширению практического сотрудничества между странами Центральной Азии. Решены все спорные пограничные вопросы, открыты дополнительные пограничные пункты для пересечения грузов и физических лиц, упрощен визовый режим, что способствовало повышению инвестиционной привлекательности региона. Регион превратился в зону стабильности, устойчивого экономического развития и добрососедства.
Экономики стран Центральной Азии растут высокими темпами, в среднем около 6%, а в Кыргызстане и Таджикистане рост составил 8-9%. Суммарное ВВП стран региона за последние 8 лет выросло в 1,7 раза и составило $513,3 млрд (это более 0,5% мирового ВВП). Активизировались торговые связи между странами региона, основанные на подписанных еще в 1996 -1997 гг. двусторонних соглашений о свободной торговле.
2.3. Все страны Центральной Азии входят в число основных торговых партнёров Узбекистана. Доля стран региона во внешней торговле РУ составляет - 10,6%, в экспорте - 9,8%, в импорте - 11,1%.
За период 2017-2024 гг. объем товарооборота Узбекистана с странами Центральной Азии вырос в 2,6 раза и достиг $7 млрд, экспорт в 1,8 раза и составил $2,7 млрд, импорт в 3,5 раза до $4,3 млрд.
В товарообороте Узбекистана с странами Центральной Азии наибольший объем приходится на Казахстан – $4,3 млрд (61,3%) и Туркменистан – $1,2 млрд (16,5%). Затем следуют Кыргызстан – $846,4 млн (12,1%) и Таджикистан – $702,7 млн (10,1%).
По итогам первого полугодия 2025 г. товарооборот Узбекистана со странами Центральной Азии вырос на 6,1% и составил - $3,5 млрд, экспорт на 5,5% до $1,3 млрд, импорт на 6,5% до $2,2 млрд.
В 2024 г. структура экспорта Узбекистана с странами Центральной Азии состояла: машины и транспортное оборудование – $711,6 млн (26,9% экспорта, в основном, двигатели внутреннего сгорания, кузова, транспортные средства и их части, электротехнические товары, различное оборудование, в том числе для сельского хозяйства и др.); промышленные товары – $527,4 млн (19,9%, в основном, ткани, изделия из меди (проволока, трубки медные) и черных металлов, металлопрокат и др.); пищевые продукты – $344,8 млн (13,0%, овощи, фрукты, орехи, мучные изделия, куры, яйца и др.); химическая продукция – $246,6 млн (10%, в основном, удобрения, полимеры, изделия из пластмасс, фармпродукция, инсектициды, различные химические вещества и др.); различные готовые изделия – $167,3 млн (6,3%, в частности, изделия из пластмасс, готовая одежда и др.); нефтепродукты (газойли, дизтопливо, мазут и др.) и электроэнергия - $81,3 млн (3,1%); прочие товары – $71,9 млн (2,7%); напитки и табак – $55,7 млн (2,1%); сырье непродовольственное - $42,4 млн (1,6%); животные и растительные масла – $7,1 млн (0,3%), а также услуги – $372 млн (14,1%, в основном, услуги железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта, трубопроводные, телекоммуникационные и др.).
Структура импорта: нефтепродукты (в основном газ и нефть) и электроэнергия - $1329 млн (30,7% импорта); пищевые продукты – $1217,9 млн (28,1%, в основном, пшеница, мука, живые животные, мясомолочная продукция, картофель, сахар и др.); промышленные товары – $806,2 млн (18,6%, металлопрокат, алюминий, изделия из черных металлов, пластмассы, картона, стекла и др.); сырье непродовольственное – $331 млн (7,6%, руды медные, цинковые, асбест и др.); машины и транспортное оборудование – $169,4 млн (3,9%, котлы, турбины, оборудование, станки, ДВС и части транспортных средств, электротехнические товары, различные с/х машины и др.); животные и растительные масла – $166,7 млн (3,8%, подсолнечное масло, животные жиры и масла и др.); химические вещества и аналогичная продукция – $114,6 млн (2,6%, полимеры, различные химические вещества, удобрения, инсектициды, моющие средства, фармпродукция и др.); напитки и табак – $82,4 млн (1,9%, минеральная вода, напитки, сигареты); различные готовые изделия – $27,6 млн (0,6%, различные инструменты, измерительные приборы, мебель и др.), а также услуги – $84,4 млн (2%, вспомогательные транспортные услуги, телекоммуникационные и др.).
2.4. Активно развивается инвестиционное сотрудничество.
Среди действующих в Узбекистане предприятий с иностранными инвестициями, предприятия с инвестициями стран Центральной Азии составляют 12,5%. За последние 8 лет их число выросло в 6,7 раза до 2087 единиц, из них совместные – 507 ед. и иностранные – 1580 ед.
Среди них наибольшее число предприятий с капиталом Казахстана – 1157 ед. (55,4%), затем Таджикистана – 357 ед. (17,1%), Кыргызстана – 327 ед. (15,7%) и Туркменистана – 246 ед. (11,8%).
Растет также объем ежегодных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и кредитов, привлекаемых из стран Центральной Азии. За последние 8 лет их объем вырос в 240 раз до $482,4 млн (в 2017 г. только $2 млн). Доля ПИИ и кредитов из стран ЦА, в общем объеме привлеченных в Узбекистан ПИИ и кредитов, выросла с 0,1% до 2%. Наибольшая часть ПИИ и кредитов из стран региона приходится на Казахстан – $358,5 млн (74,3%), затем на Кыргызстан – $60,4 млн (12,5%), Таджикистан – $56,3 млн (11,7%) и Туркменистан – $7,3 млн (1,5%).
2.5. Страны Центральной Азии обладают значительным экономическим потенциалом, благодаря наличию богатых природных ресурсов, человеческого капитала и выгодного географического положения в центре Евразии. В частности, страны региона располагают большими запасами нефти, природного газа, каменного и бурого угля, железной руды, таких цветных и редких металлов как свинец, цинк, вольфрам, ртуть, золото, уран.
Кроме этого, в странах региона имеется большой потенциал по развитию гидроэнергетики, транспортной инфраструктуры, туризма.
Расширяется промышленная кооперации, транспортная и энергетическая взаимосвязанность, формируется полноценный общей рынок товаров и услуг, растет инвестиционная привлекательность региона. По данным ЮНКТАД в регионе наблюдается устойчивой рост объема накопленных прямых иностранных инвестиций (ПИИ), которые за последние 30 лет выросли практически с нуля до $220,5 млрд. Тенденция роста ПИИ имели место во всех странах региона, при этом Казахстан привлек – $151,3 млрд (68,6%), Туркменистан – $44,6 млрд (20,2%), Узбекистан – $16,7 млрд (7,6%), Кыргызстан и Таджикистан по $4 млрд (1,8%).
В 2024 г. по показателям чистого притока ПИИ (валовый приток минус отток) лидировал Узбекистане – $2,8 млрд, затем Туркменистан – $1,6 млрд, Кыргызстан – $705,3 млн и Таджикистан – $291,3 млн.
В Казахстане в 2024 г. впервые чистый приток ПИИ оказался отрицательным -$2,6 млрд, в связи с оттоком инвестиций, которые привлекались в нефтегазовую сферу, при этом выросли инвестиции связанные с несырьевой сферой экономики.
Инвестиционная привлекательность стран Центральной Азии растет, при этом растет объем ПИИ, которые привлекаются в сферу обрабатывающей промышленности, энергетики, сельское хозяйства. Например, в Узбекистане в 2024 г. в общем объеме привлеченных ПИИ только 5% было направлено в горнодобывающую отрасль, остальное в обрабатывающую промышленность - 35%, сферу энергетики - 35%, сельское хозяйство - 7%, строительство - 4%, сферу услуг – 10%, и жилищное строительство – 4%.
2.6. Взаимное использование, производственных мощностей, технологий, а также сырьевых и трудовых ресурсов предоставляет возможность производить продукцию с меньшими издержками.
Ведется работа по созданию региональных цепочек добавленной стоимости в промышленности и сельском хозяйстве. Рассматриваются вопросы привлечения транснациональных компаний третьих стран для содействия технологическому развитию стран Центральной Азии и усилению их интеграцию в мировую экономику. Например, в Сырдарьинской области Узбекистана на приграничной с Казахстаном территории создана СЭЗ «Международный центр промышленной кооперации «Центральная Азия».
2.7. Важным является сотрудничество в транспортной сфере. Страны ЦА при осуществлении торговых операций внутри региона имеют самые короткие расстояния по доставке товаров, что дает им преимущества в экономии на транспортных расходах. Кроме этого, страны региона выгодно занимают выгодное географическое положение в центре Евразии, что позволяет развивать транспортную инфраструктуру, совместно участвовать в развитии международных транспортных коридоров для увеличения объема транзитных перевозок через свои страны.
По данным ООН страны региона входят в группу стран (32 страны), которые должны пересекать территорию одной страны для доставки грузов к морским портам (Landlocked Developing Countries - LLDCs), а Узбекистан - территорию двух стран (doubly landlocked country). Такие страны в среднем платят почти в 2 раза больше своих соседей за транспортные расходы при отправке и получении грузов из зарубежных рынков.
Поэтому развитие сотрудничества в транспортной сфере отвечает интересам всех стран региона. Узбекистан заинтересован в активном участии в транспортно-транзитных проектах по направлениям
«Восток - Запад» и «Север - Юг», в том числе в рамках инициативы «Один пояс, один путь», а также в реализация проектов строительства железнодорожных линий «Узбекистан - Кыргызстан - Китай» и «Узбекистан - Афганистан - Пакистан».
2.8. Страны Центральной Азии сотрудничают в сфере развития систем возобновляемой энергетики. Например, Узбекистан и Казахстан совместно с Азербайджаном планируют реализовать проект «зеленого» энергетического коридора по экспорту в Европу излишков электроэнергии, которая вырабатывается системами возобновляемой энергетики (солнечной, ветровой) в Узбекистане и Казахстане. Стоимость проекта оценивается в $2 млрд.
Реализация указанных и других направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества позволит ускорить процесс создания в регионе полноценной зоны свободной торговли и формирования единого рынка, что окажет значительное влияние на рост экономик и благосостояния граждан стран региона.
2.9. Между Узбекистаном и странами Центральной Азии сохраняется безвизовый режим. Одновременно, правила и удобства пересечения границ постоянно улучшаются для граждан, как и для иностранных туристов. C 2017 г. возобновились взаимные поездки граждан Узбекистана и соседних стран ЦА, в целом реанимированы дружеские добрососедские отношения. Число граждан, пересекающих узбекско-кыргызскую и узбекско-таджикскую границы, многократно увеличилось и достигло соответственно 30 и 20 тысяч граждан в сутки. При этом Узбекистан внедрил с Кыргызстаном и Таджикистаном порядок пересечения границ с помощью ID-карты. Во второй половине 2025 г. Казахстан и Узбекистан планируют завершить переговоры по внедрению механизма безпаспортного пересечения границы. Нововведение предусматривает возможность въезда граждан Казахстана на территорию соседнего государства только по удостоверению личности.
Узбекистан, налаживая диалог со странами региона, восстановил доверие с ними, что открыло перед Центральной Азией путь к превращению в целостный регион на всем пространстве Евразии.
3. В целом, как подчеркивают зарубежные аналитики, ключевую роль Шавката Мирзиёева в процессе центральноазиатской интеграции, успешно продвигает стратегию партнерства и союзничества Узбекистана со странами-соседями. Выдвинутые Президентом Узбекистана инициативы создали возможность полностью раскрыть потенциал региона и обеспечить использовать его на благо своих народов.
Афзал Артиков,
Центр экономических исследований и реформ
Материалы по теме
03.10.2025 |
Анализ реализации экономических инициатив в рамках ОТГ
За сравнительно короткий период членства в Организации тюркских государств (ОТГ) Узбекистан стал из наблюдателя одним из ключевых инициаторов интеграционных проектов. Страна активно формирует экономическую повестку организации, продвигая инициативы в сферах торговли, инвестиций, транспорта, цифровизации и устойчивого развития. Сегодня можно говорить не только о декларативных предложениях, но и о первых результатах их практической реализации, что подтверждает возрастающую роль Узбекистана в формировании общего экономического пространства тюркских стран.
|
23.09.2025 |
|
22.09.2025 |
|
08.09.2025 |
|
28.08.2025 |
Инвестиционные проекты ШОС в Узбекистане: от промышленности до туризма
Узбекистан в последние годы закрепил за собой статус одной из наиболее динамично развивающихся экономик в пространстве Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Республика становится не только активным участником торговых потоков, но и ключевой площадкой для реализации масштабных инвестиционных инициатив. Географическое положение, политическая стабильность, масштабные реформы и благоприятный инвестиционный климат обеспечивают устойчивый приток капитала из всех государств-членов организации.
|