13.06.2023 15:09 1278

Узбекистан: Установление принципа осуществления дружественной и миролюбивой внешней политики — новая конституционная ценность

Расположенный на перекрестке Великого Шелкового пути Узбекистан, со своим богатым культурно-историческим наследием служил надежным мостом, связывающим Европу, Ближний Восток, Южную и Восточную Азию.



На этой земле родились и стали известны всему миру сотни великих ученых, внесших огромный вклад в развитие мировой науки, заложивших фундаментальные основы религиозных и светских наук. На протяжении тысячелетий Узбекистан был пространством, где мирно сосуществовали представители самых разных национальностей и религий, обогащали друг друга мировая цивилизация и культуры разных народов.
Такие истинные человеческие ценности, как гостеприимство, гуманизм, миролюбие, толерантность по отношению к представителям других национальностей и религий, стали неотъемлемой частью образа жизни нашего народа.
Какое место занимает вопросы осуществления дружественной и миролюбивой внешней политики, обеспечения межнационального согласия в Конституции Республики Узбекистан”?
Во-первых, сегодня, когда создается новейшая история Нового Узбекистана, осуществление взаимовыгодной и прагматической внешней политики в целях обеспечения межнационального согласия и толерантности, расширение дружественных связей с зарубежными странами, создание атмосферы стабильности и гармоничного соседства в Центральной Азии, оставаясь верным духовному наследию предков, определены как отдельное направление в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан и Стратегии развития Нового Узбекистана.
Следовательно закрепление проводимой миролюбивой внешней политики нашей страны в преамбуле Конституции как стремление к укреплению и развитию дружественных отношений Узбекистана с мировым сообществом, прежде всего, с соседними  государствами, на основе сотрудничества, взаимной поддержки, мира и согласия занимает особое место в реализации стратегии развития Нового Узбекистана.
 
Особое внимание уделяется укреплению межнационального согласия и дружественных отношений с зарубежными странами как к важному фактору развития Нового Узбекистана. Также создана правовая база для обеспечения равных прав и свобод представителей 16 религиозных конфессий, более 130 наций и народностей, проживающих в нашей стране.
Во-вторых, в статье 4 Конституции установлено, что Республика Узбекистан обеспечивает уважительное отношение к языкам, обычаям и традициям наций и народностей, проживающих на ее территории, создание условий для их развития.
Поэтому усиление данной нормы Конституции установлением в качестве цели обеспечения межнационального и межконфессионального согласия, благополучия и процветания нашего многонационального родного Узбекистана послужит в дальнейшем укреплению культуры толерантности в обществе.
Сегодня в целях широкого внедрения в жизнь Основного закона и законодательных актов, реализации государственной политики Узбекистана в сфере межнациональных отношений создана эффективная система.
В результате изучения и анализа зарубежного опыта в сфере правового регулирования межнациональных отношений принято более 40 нормативно-правовых актов по совершенствованию законодательства — 2 Закона, 9 Указов и 8 постановлений Президента Республики Узбекистан, 3 постановления Олий Мажлиса, ряд постановлений Кабинета Министров.
В частности, по инициативе Президента Узбекистана                         Ш.Мирзиёева 19 мая 2017 года был создан отдельный государственный орган — Комитет по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами при Кабинете Министров Республики Узбекистан.
Комитет совместно с 153 национальными культурными центрами, 38 обществами дружбы и 98 обществами соотечественников за рубежом, вносит весомый вклад в обеспечение межнационального и межрелигиозного согласия в обществе, развитие дружественных отношений с зарубежными странами.
Благодаря политической воле главы государства Ш.Мирзиёева были проведены чрезвычайно важные реформы по налаживанию конструктивного диалога с соседними странами, основанного на взаимном уважении,  широкому открытию границ Узбекистана в мир,  созданию контрольно-пропускных пунктов.
В результате открытой и дружественной внешней политики Узбекистана в последующие годы были сформированы совершенно новые — эффективные политические, экономические и культурные отношения с зарубежными странами, в том числе с соседними.
В частности, согласно инициативе, выдвинутой Шавкатом Мирзиёевым на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2017 года, регулярно проводятся Консультативные встречи глав государств Центральной Азии.
Также, еще больше укрепляет дружбу «Неделя толерантности», проводимая в нашей стране ежегодно 16 ноября по случаю Международного дня толерантности в соответствии со специальной резолюцией «Просвещение и религиозная толерантность», принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2018 году по предложению лидера Узбекистана.
В результате принятия Узбекистана в качестве полноправного члена Тюркского совета 15 сентября 2019 года в рамках Организации стремительно развиваются не только культурные и духовные связи, но и торгово-экономические отношения.
Создание в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 26 июня 2018 года Центра народной дипломатии Шанхайской организации сотрудничества в Узбекистане при Комитете способствует укреплению взаимного доверия и добрососедства, межнационального и межрелигиозного согласия, усилению межцивилизационного диалога между странами-членами организации.
Утвержденная Президентом 25 октября 2018 года Концепция государственной политики Республики Узбекистан в сфере сотрудничества с соотечественниками позволила быстрыми темпами развивать постоянного диалога и сотрудничество с нашими соотечественниками, проживающими за рубежом.
В результате Комитетом было подписано более 40 меморандумов по сотрудничеству с зарубежными партнерскими организациями.
Принятая 15 ноября 2019 года Президентом Узбекистана Концепция государственной политики Республики Узбекистан в сфере межнациональных отношений вывела межнациональные отношения и дружественные связи с зарубежными странами на новый уровень.
В результате разумной политики теле и радиопередачи в Узбекистане вещаются на 12 языках, газеты и журналы издаются на 14 языках, а обучение в 1865 из более чем 10 000 средних школ страны осуществляется на 6 родных негосударственных языках: каракалпакском, русском, таджикском, туркменском, кыргызском и казахском.
В соответствии с Указом от 4 мая 2018 года №УП-5430 в Республике Каракалпакстан и областных центрах созданы «Дома дружбы», где на безвозмездной основе размещены национальные культурные центры.
В частности, в 2019 году при участии Президентов Республики Узбекистан и Республики Корея был открыт Дом корейской культуры.
В 2021 году принят Закон Республики Узбекистан об установлении 30 июля «Днем дружбы народов» в нашей стране.
В целях достойного поощрения труда отечественных и зарубежных партнеров, внесших достойный вклад в укрепление атмосферы межнациональной дружбы и согласия в Узбекистане, постановлением Кабинета Министров № 335 от 1 июня 2021 г. был учрежден нагрудный знак «Халклар дустлиги» («Дружба народов»).
За истекший период более 500 активистов национальных культурных центров были удостоены государственных наград, отмечены орденами и медалями, в том числе 14 из них награждены высокого звания «Герой Узбекистана».
Общественный фонд «Ватандошлар» («Соотечественники»), организованный в соответствии с Постановлением Президента ПП–5220 от 11 августа 2021 года, создал практический механизм для дальнейшего консолидации соотечественников, проживающих за рубежом, вокруг их исторической Родины, поддержки соотечественников и созданных ими общественных объединений.
В 2022 году в рамках общенационального проекта «Яшил макон» активистами национальных культурных центров и 16 религиозных конфессий на территории комплекса «Новый Узбекистан» был заложен «Парк толераности».
В-третьих, в 2022 году Узбекистан принимал встречи высокого уровня таких организаций, как  ШОС и Организация тюркских государств, ряд других международных конференций, продвигая практические инициативы, направленные на укрепление мира и дружбы во всем мире.
Сегодня обновление Основного закона как логическое продолжение широкомасштабных преобразований, как укрепление независимости и суверенитета нашей страны, определенных в Стратегии развития Нового Узбекистана, расширение партнерства, основанного на взаимном доверии, в Центральной Азии, осуществления глубоко продуманной и прагматичной внешней политики является требованием стремительно меняющейся жизни.
В связи с этим, положение об осуществлении Республикой Узбекистан миролюбивой внешней политики, направленной на всемерное развитие двусторонних и многосторонних отношений с государствами и международными организациями, закреплен в статье 18 Конституции.
Результат сравнительного анализа практики зарубежных государств показал, что в Конституциях многих стран установлены полномочия государственного органа, который определяет и осуществляет внешнюю политику. А нормы об осуществлении миролюбивой внешней политики, которые вводятся в наш Основной закон, нашли свое отражение в Конституциях лишь считанных стран, таких как Япония, Таджикистан и Казахстан.
Положение о миролюбивой внешней политике, направленной на укрепление и развитие дружественных отношений с соседними  государствами, на основе сотрудничества, взаимной поддержки, мира и согласия являются ценностью, присущей Узбекистану. Аналогичные нормы не закреплены в Конституциях зарубежных государств.
Следует особо отметить, что указанная поправка в Конституцию, показывает предсказуемость и последовательность внешней политики Республики Узбекистан, будет способствовать защите национальных интересов страны в нынешние тревожные времена и станет важным фактором в обеспечении мира и безопасности в регионе, положив начало нового этапа прогресса.
В заключение необходимо подчеркнуть, что конституционные реформы, проводимые в Новом Узбекистане, послужат прочной правовой основой как обеспечению процветания нашей Родины, мира в стране, так и поднятию на качественно высокий уровень тесного сотрудничества во всех областях в Центральной Азии, дальнейшему развитию отношений с нашими традиционными партнерами, усилению деятельности Узбекистана в органах и институтах Организации Объединенных Наций, глобальных и региональных организациях, повышению роли страны в качестве равноправного субъекта международных отношений.
Установление принципа осуществления дружественной и миролюбивой внешней политики в соответствии с социальной и правовой жизнью нашей страны, потребностями граждан, чаяниями народа в нашем Основном законе становится новой конституционной ценностью, которая объединяет и направляет народ к прогрессу.
 
 
Азамат Тошев,
заместитель председателя Комитета по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами
 
Материалы по теме
13.04.2024 Страны Центральной Азии и Совет сотрудничества арабских государств Залива: синергия потенциалов
15 апреля в столице Узбекистана состоится вторая встреча министров иностранных дел формата «Центральная Азия – Совет сотрудничества арабских государств Залива».
19.01.2024 Узбекистан: как превратить молодое поколение в драйвер страны
Сегодня интеллектуальная молодежь Нового Узбекистана демонстрирует свой потенциал в разных сферах всему мировому сообществу. Действительно, наше государство переходит на новый этап развития. Широкомасштабные реформы способствуют укреплению сотрудничества и формированию стабильности не только внутри страны, но и во всем регионе.
01.11.2023 Обеспечение справедливости и верховенства закона в Узбекистане: в контексте судебно–правовых реформ
В Республике Узбекистан за последние годы в рамках судебно-правовых реформ были достигнуты значительные результаты, которые коснулись всех сфер. Как указал Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев «за последние годы мы проделали большую работу по утверждению справедливости в судебно-правовой системе». Основной целью этих реформ являются обеспечение приоритетности прав личности, верховенства закона в деятельности судов и правоохранительных органов.
18.09.2023 Сотрудничество стран Центральной Азии и ООН по вопросам обеспечения региональной безопасности
В последние годы Центральная Азия вступила в новый этап развития сотрудничества с внешнеполитическими партнерами и международными организациями, среди которых важное место занимает Организация Объединенных Наций.
16.09.2023 Пятая Консультативная Встреча Глав Государств Центральной Азии: Формирование общерегиональной безопасности
Состоявшаяся 14 сентября в г. Душанбе Пятая юбилейная Консультативная встреча глав государств Центральной Азии подтвердила твёрдую политическую волю лидеров стран региона всесторонне расширять и углублять многостороннее межгосударственное сотрудничество.
14.09.2023 Стратегия «Узбекистан-2030»: стабильное развитие и процветание
После всенародного обсуждения принят Указ Президента «О Стратегии «Узбекистан-2030» от 12 сентября 2023 года, который отражает новое видение развития страны на ближайшие семь лет. Документ состоит из ста целей, ориентированных на пять основных направлений, и является важным фактором в повышении благосостояния населения и устойчивом экономическом росте.
09.09.2023 Реализация международных инициатив Нового Узбекистана – глобальное признание открытой и прагматичной внешней политики страны
В последние годы заметно возросло внимание международного сообщества к Узбекистану. Переход к новой модели развития страны в соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021гг. и Стратегией развития Нового Узбекистана в 2022-2026 гг. предопределил существенную трансформацию внешнеполитического курса страны.
12.08.2023 ЗНАЧЕНИЕ УЗБЕКСКО-КЫРГЫЗСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Сегодняшняя Центральная Азия – это не вчерашняя Средняя Азия. Место и значение региона на мировой политической арене растет быстрыми темпами. Например, введение форматов «Центральная Азия+» - США, Россия, Китай, Индия, Евросоюз, арабские государства Персидского залива, Япония, Южная Корея, само по себе свидетельствует о том, что границы интересов в регионе расширились. Особенно это было мотивировано организацией регулярных консультационных встреч лидеров стран Центральной Азии. Несомненно, развитие Центральной Азии тесно связано с единством, взаимным доверием и двусторонним сотрудничеством пяти регионов. В связи с этим можно привести пример перехода отношений Узбекистана и Кыргызстана на новый уровень.
13.07.2023 Миссия БДИПЧ ОБСЕ высоко оценила подготовительные работы к выборам президента в Узбекистане
В столице Узбекистана состоялась пресс-конференция Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству Европы, посвященная предварительным результатам досрочных выборов Президента Республики Узбекистан.
11.07.2023 Миссия БДИПЧ ОБСЕ: Досрочные президентские выборы в Узбекистане, состоявшиеся 9 июля, были хорошо подготовлены
«Досрочные президентские выборы, состоявшиеся 9 июля, были хорошо подготовлены с технической стороны», - сказала глава Миссии Бюро демократических институтов и прав человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ ОБСЕ) Урсула Гачек в ходе состоявшейся 10 июля 2023 г. в столице пресс-конференции, посвященной предварительным результатам выборов Президента Узбекистана.