12.08.2023 17:31 838

ЗНАЧЕНИЕ УЗБЕКСКО-КЫРГЫЗСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Сегодняшняя Центральная Азия – это не вчерашняя Средняя Азия. Место и значение региона на мировой политической арене растет быстрыми темпами. Например, введение форматов «Центральная Азия+» - США, Россия, Китай, Индия, Евросоюз, арабские государства Персидского залива, Япония, Южная Корея, само по себе свидетельствует о том, что границы интересов в регионе расширились. Особенно это было мотивировано организацией регулярных консультационных встреч лидеров стран Центральной Азии. Несомненно, развитие Центральной Азии тесно связано с единством, взаимным доверием и двусторонним сотрудничеством пяти регионов. В связи с этим можно привести пример перехода отношений Узбекистана и Кыргызстана на новый уровень.



. Для этого, прежде всего, уместно проанализировать значение двух стран в регионе:
 
Узбекистан в Центральной Азии

Центральноазиатский регион является приоритетным направлением внешней политики Узбекистана, и политический подход Узбекистана к региону заключается в превращении Центральной Азии, особенно Афганистан в безопасное, стабильное и развитое место. Полагаем, что при оценке положения Узбекистана в регионе уместно привести следующие факторы и аналитические соображения:

Географический детерминизм. По разным критериям территория, на которой расположен Узбекистан, имеет большое геополитическое значение для региона. Республика расположена в центре Центрально-Азиатского региона, имеющего стратегическое значение в мире. Узбекистан – единственная страна в регионе, имеющая общую границу со всеми странами Центральной Азии. Это означает, что принимаемые Узбекистаном внешнеполитические решения не повлияют на геополитические направления региона. Кроме того, Узбекистан – единственная страна в регионе, которая естественным образом защищена от прямого влияния внешних силовых центров в этой сфере. Если быть более точным, Узбекистан не имеет прямой границы с центрами силы в регионе, такими как Россия, Китай и Иран. Такой геополитический статус одновременно налагает на Узбекистан ответственность за обеспечение баланса сил в регионе и взаимной внутренней стабильности.

Демографический потенциал. Узбекистан является самой густонаселенной страной Центрально-Азиатского региона, и по данным Агентства по статистике на 1 июля 2023 года количество постоянных жителей страны составляет 36 млн 372,3 тыс. человек. Этот показатель составляет примерно половину всего населения Центральной Азии.

Военная сила. По военной мощи Узбекистан является ведущей страной в Центрально-Азиатском регионе. Согласно отчету Глобального индекса военной мощи за 2023 год, Узбекистан является самым сильным среди стран Центральной Азии.
В целом внешняя политика Узбекистана воплощает в себе такие принципы, как совместное сотрудничество в регионе, взаимное решение проблем, продвигаемый в прошедший период «Туркестан – наш общий дом», разработанная в качестве яркого примера можно привести инициативу официального Ташкента.
 
Кыргызстан в Центральной Азии

Географическое положение. Кыргызстан напрямую граничит со странами Центральной Азии Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном, а также с Китаем. В прошлом Кыргызстан играл важную роль в прохождении торговых караванов «Великого Шелкового пути» через регион, но теперь он выступает воротами выхода Китая в Среднюю Азию и через нее на Ближний Восток и Европу с кратчайшие маршруты. Согласно информации, Кыргызстан находится в центре кратчайшего авиамаршрута между Лондоном и Сингапуром. Кроме того, через Кыргызстан проходил кратчайший путь из Японии в Европу. Кыргызстан отличается своими реками и красивой природой, а примерно 80 процентов его территории окружено горами, и эти факторы указывают на его потенциал для привлечения международного туризма в регион.     
Геополитическое значение. Геополитическое значение Кыргызстана в Центральной Азии характеризуется его приоритетным положением на стыке геостратегических интересов России, Китая и США. В связи с этим отражение принципа многовекторности во внешней политике Кыргызстана имеет большое значение для стабильности всего региона.
«Швейцария Средней Азии». Кыргызстан часто называют «Швейцарией Центральной Азии» из-за факторов, которые мы перечислили выше. Этот термин в основном используется для описания притягательного взгляда западного мира на Кыргызстан. Здесь уместно привести некоторые интересные цифры. Согласно данным, с 2004 по 2018 год основным инвестором Кыргызстана была Канада с показателем 21,4 миллиарда долларов. Россия заняла второе место с 12,7 млрд долларов, а Китай — третье место с 6,9 млрд долларов. По данным Национального статистического комитета КР, к концу 2022 года прямые иностранные инвестиции в страну увеличатся на 8,4 процента, за ней следуют Турция (30,7 процента), Китай (26,3 процента), Нидерланды (5,9 процента), и Великобритания (2,8 процента) были основными инвесторами кыргызской экономики.
 
Отношения между Узбекистаном и Кыргызстаном

В результате политической воли Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева и Президента Кыргызстана Садира Жапарова проблемы между двумя странами не только прекратились, но и создали условия для интенсивного развития двусторонних отношений. Следует отметить, что основные пограничные проблемы Центральной Азии не могут быть решены без участия Кыргызстана. Потому что на территории Кыргызстана расположены 6 анклавов Центральной Азии. 4 из этих анклавов являются эксклавами Узбекистана, а 2 - эксклавами, принадлежащими Таджикистану. Уникальный аспект региональных пограничных вопросов заключается в том, что они включают вопросы, связанные с водой. В настоящее время Узбекистан и Кыргызстан не только решили пограничные вопросы на основе двустороного договора, но и достигли договоренности о совместном использовании Андижанского (Кампирабадского) водохранилища. Хотя пограничные проблемы между Кыргызстаном и Таджикистаном не решены, усилиями Узбекистана и Кыргызстана можно сказать, что создана реальная почва для того, чтобы Ферганская долина стала источником возможностей, а не очагом нестабильности в Центральной Азии. Азия. Это результат превентивной дипломатии сторон.
 
Кроме того, если посмотреть на динамику роста торгово-экономических отношений, то с 2016 по 2020 год товарооборот Узбекистана с Кыргызстаном увеличился в 3,5 раза и составил 903 миллиона долларов. В настоящее время взаимный товарооборот достиг 1,3 миллиарда долларов, действуют более 300 совместных предприятий. В ближайшее время планируется увеличить этот показатель до 2 миллиардов долларов. Этот план, вероятно, скоро будет реализован благодаря строительству железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан». Эта железная дорога в определенной степени покончит с географической изоляцией всего среднеазиатского региона. С запуском железной дороги будут созданы транспортный коридор «Китай-Кыргызстан-Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман», а также железнодорожные маршруты «Китай-Кыргызстан-Узбекистан-Афганистан».

В целях сближения двух братских народов следует отметить, что с 1 июня текущего года в Оше начало работу Генеральное консульство Узбекистана, в Оше открылось отреставрированное здание академического театра имени Бабура, прошла студенческая спартакиада. проходил в Ко'канде.

Таким образом, Узбекистан и Кыргызстан занимают важное место в центральноазиатском регионе в силу исторических, географических, геополитических, демографических, военных и других факторов. Фактически за короткий срок, в результате политической воли и взаимного доверия руководителей двух стран, пограничная проблема, вопросы использования водных ресурсов и ряд других проблем были полностью юридически решены. Такая дружба и доверие сами по себе окажут положительное влияние на экологию Центрально-Азиатского региона, а также позволят создать принципиальный барьер на пути реализации различных геополитических интересов внешних сил.

Сухроб БУРОНОВ
доцент Ташкентского государственного университета востоковедения,
Доктор философии (PhD) в области политических наук
 
Материалы по теме
13.04.2024 Страны Центральной Азии и Совет сотрудничества арабских государств Залива: синергия потенциалов
15 апреля в столице Узбекистана состоится вторая встреча министров иностранных дел формата «Центральная Азия – Совет сотрудничества арабских государств Залива».
19.01.2024 Узбекистан: как превратить молодое поколение в драйвер страны
Сегодня интеллектуальная молодежь Нового Узбекистана демонстрирует свой потенциал в разных сферах всему мировому сообществу. Действительно, наше государство переходит на новый этап развития. Широкомасштабные реформы способствуют укреплению сотрудничества и формированию стабильности не только внутри страны, но и во всем регионе.
01.11.2023 Обеспечение справедливости и верховенства закона в Узбекистане: в контексте судебно–правовых реформ
В Республике Узбекистан за последние годы в рамках судебно-правовых реформ были достигнуты значительные результаты, которые коснулись всех сфер. Как указал Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев «за последние годы мы проделали большую работу по утверждению справедливости в судебно-правовой системе». Основной целью этих реформ являются обеспечение приоритетности прав личности, верховенства закона в деятельности судов и правоохранительных органов.
18.09.2023 Сотрудничество стран Центральной Азии и ООН по вопросам обеспечения региональной безопасности
В последние годы Центральная Азия вступила в новый этап развития сотрудничества с внешнеполитическими партнерами и международными организациями, среди которых важное место занимает Организация Объединенных Наций.
16.09.2023 Пятая Консультативная Встреча Глав Государств Центральной Азии: Формирование общерегиональной безопасности
Состоявшаяся 14 сентября в г. Душанбе Пятая юбилейная Консультативная встреча глав государств Центральной Азии подтвердила твёрдую политическую волю лидеров стран региона всесторонне расширять и углублять многостороннее межгосударственное сотрудничество.
14.09.2023 Стратегия «Узбекистан-2030»: стабильное развитие и процветание
После всенародного обсуждения принят Указ Президента «О Стратегии «Узбекистан-2030» от 12 сентября 2023 года, который отражает новое видение развития страны на ближайшие семь лет. Документ состоит из ста целей, ориентированных на пять основных направлений, и является важным фактором в повышении благосостояния населения и устойчивом экономическом росте.
09.09.2023 Реализация международных инициатив Нового Узбекистана – глобальное признание открытой и прагматичной внешней политики страны
В последние годы заметно возросло внимание международного сообщества к Узбекистану. Переход к новой модели развития страны в соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021гг. и Стратегией развития Нового Узбекистана в 2022-2026 гг. предопределил существенную трансформацию внешнеполитического курса страны.
13.07.2023 Миссия БДИПЧ ОБСЕ высоко оценила подготовительные работы к выборам президента в Узбекистане
В столице Узбекистана состоялась пресс-конференция Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству Европы, посвященная предварительным результатам досрочных выборов Президента Республики Узбекистан.
11.07.2023 Миссия БДИПЧ ОБСЕ: Досрочные президентские выборы в Узбекистане, состоявшиеся 9 июля, были хорошо подготовлены
«Досрочные президентские выборы, состоявшиеся 9 июля, были хорошо подготовлены с технической стороны», - сказала глава Миссии Бюро демократических институтов и прав человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ ОБСЕ) Урсула Гачек в ходе состоявшейся 10 июля 2023 г. в столице пресс-конференции, посвященной предварительным результатам выборов Президента Узбекистана.
13.06.2023 Узбекистан: Установление принципа осуществления дружественной и миролюбивой внешней политики — новая конституционная ценность
Расположенный на перекрестке Великого Шелкового пути Узбекистан, со своим богатым культурно-историческим наследием служил надежным мостом, связывающим Европу, Ближний Восток, Южную и Восточную Азию.