08.06.2017 14:35 Махмуд Казакбаев, директор ИАА «Альянс-пресс» Ош 4499

За кого проголосуют узбеки на юге Кыргызстана в этот раз?

Два года назад, перед выборами в Жогорку Кенеш, наше Агентство опубликовало текст с похожим названием, где мы разобрали с точки зрения аналитики плюсы и минусы различных партий. В общем, наши предположения оправдались. Теперь страна подходит к новому поворотному моменту – президентским выборам. За кого будет голосовать узбекская этническая группа, сосредоточенная в основном в южном регионе, на этот раз?



Я не могу сказать, что сейчас знаю ответ. Но лозунг «голосуй сердцем!», то есть на эмоциях, тут очень опасен. Сладкой демагогии и красноречивыми, но пустыми обещаниями мы уже наелись досыта. Выбирать нужно головой. Судить о кандидатах по реальным делам. А если их нет, то для нас это вообще не кандидат.
Но сначала давайте определим, из кого предстоит выбирать. Кандидатов может быть сколько угодно, но реально схватка, по нашему мнению, развернется между четырьмя претендентами. Это Темир Сариев, Бакыт Торобаев, Омурбек Бабанов и Сооронбай Жээнбеков.
Это те, кто гарантированно наберет не 1-2%, а больше. Остальные могут сколько угодно надувать щеки, выдвигаться, задвигаться, но опросы показывают, что им не светит ничего, и отданный за них голос будет просто потерян.
Но, если подумать еще, то и первых двух из этого списка тоже, пожалуй, можно сбросить со счетов. У Сариева нет и не будет поддержки на юге, хотя он уже до официального начала выборной гонки весь юг утыкал своими штабами (наше агентство писало об этом). У Торобаева ее будет недостаточно на севере, для того, чтобы ее завоевать, сотни или даже тысячи халявных лампочек маловато будет.
Итак, остаются двое серьезных игроков – Сооронбай Жээнбеков и Омурбек Бабанов. Жээнбеков старше, но, с другой стороны, для политика 59 лет – самое время расцвета, когда есть уже опыт, и осталась энергия. Посмотрите, как скачет Трамп, которому 70. С другой стороны, Бабанову 47 – тоже уже не мальчик. И видно, что последние годы напряженной политической деятельности оставили на нем след – он поседел, потускнел, уже не говорит с прежним азартом, это заметно невооруженным глазом.
 
Что можно сказать об их взглядах? Для этнических групп очень важно, какие они в первую очередь по межнациональным отношениям? Жээнбеков – очень взвешенный человек, каких-то резких высказываний по этой больной теме никогда не допускал. Когда начались июньские события, Сооронбай Шарипович сделал не мало, чтобы помочь людям, не допустить разрастания конфликта. Я сам в свое время ходил к губернатору Ошской области лично просить за граждан, которых задержали по ошибке, и Жээнбеков помог добиться законного решения. А я просился сразу за 26 невинных людей!
Омурбек Бабанов про межнациональные отношения хорошо говорил, но зато на деле  на выборах 2015 года его партия объединилась с Ата-Журтом Камчибека Ташиева.  Да, в ходе кампании их пути разошлись (я кстати так и не понял, сейчас «Республика» и «Ата-Журт» - одно и то же или нет?). Но все-таки задам вопрос: у Бабанова с Ташиевым общая идеология или нет? Если нет, то где идейность и принципиальность Бабанова? Если да – сами понимаете…
Сооронбай Жээнбеков не давал пустых обещаний, он молчун. Бабанов постоянно что-то говорит и обещает. Больше всего обещаний было дано в 2010 году на парламентских выборах. И про ипотеку под сказочно низкий процент, про электричество «ниже себестоимости». Однако при премьере Бабанове экономика падала, при премьере Жээнбекове медленно, но растет – это факт, о котором говорит Нацстатком, тут не поспоришь.
Оппоненты С.Жээнбекова распространяют о нем страшилки, будто факт наличия у него нескольких братьев – это большой риск. Мол, мы тут же вернемся во времена Бакиева с его братьями. Хотя, между прочим, младший брат Асылбек сам ушел с поста торага Жогорку Кенеша, как только старший брат стал премьером. А если уж продолжать такие параллели, то Омурбека Токтогуловича можно сравнить по стилю с «принцем» Максимом Бакиевым, с которым, как говорили, у него когда-то были общие дела по бизнесу…
 
Разумеется, все сказанное выше – только мое личное мнение как аналитика. Я хотел бы предложить читателям обсудить этот материал на моей странице в социальной сети «Фейсбук». Какие у нас есть аргументы за и против по каждому кандидату? И тогда уже мы вместе сможем ответить на поставленный в начале статьи вопрос.

 
Материалы по теме
13.04.2024 Страны Центральной Азии и Совет сотрудничества арабских государств Залива: синергия потенциалов
15 апреля в столице Узбекистана состоится вторая встреча министров иностранных дел формата «Центральная Азия – Совет сотрудничества арабских государств Залива».
19.01.2024 Узбекистан: как превратить молодое поколение в драйвер страны
Сегодня интеллектуальная молодежь Нового Узбекистана демонстрирует свой потенциал в разных сферах всему мировому сообществу. Действительно, наше государство переходит на новый этап развития. Широкомасштабные реформы способствуют укреплению сотрудничества и формированию стабильности не только внутри страны, но и во всем регионе.
01.11.2023 Обеспечение справедливости и верховенства закона в Узбекистане: в контексте судебно–правовых реформ
В Республике Узбекистан за последние годы в рамках судебно-правовых реформ были достигнуты значительные результаты, которые коснулись всех сфер. Как указал Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев «за последние годы мы проделали большую работу по утверждению справедливости в судебно-правовой системе». Основной целью этих реформ являются обеспечение приоритетности прав личности, верховенства закона в деятельности судов и правоохранительных органов.
18.09.2023 Сотрудничество стран Центральной Азии и ООН по вопросам обеспечения региональной безопасности
В последние годы Центральная Азия вступила в новый этап развития сотрудничества с внешнеполитическими партнерами и международными организациями, среди которых важное место занимает Организация Объединенных Наций.
16.09.2023 Пятая Консультативная Встреча Глав Государств Центральной Азии: Формирование общерегиональной безопасности
Состоявшаяся 14 сентября в г. Душанбе Пятая юбилейная Консультативная встреча глав государств Центральной Азии подтвердила твёрдую политическую волю лидеров стран региона всесторонне расширять и углублять многостороннее межгосударственное сотрудничество.
14.09.2023 Стратегия «Узбекистан-2030»: стабильное развитие и процветание
После всенародного обсуждения принят Указ Президента «О Стратегии «Узбекистан-2030» от 12 сентября 2023 года, который отражает новое видение развития страны на ближайшие семь лет. Документ состоит из ста целей, ориентированных на пять основных направлений, и является важным фактором в повышении благосостояния населения и устойчивом экономическом росте.
09.09.2023 Реализация международных инициатив Нового Узбекистана – глобальное признание открытой и прагматичной внешней политики страны
В последние годы заметно возросло внимание международного сообщества к Узбекистану. Переход к новой модели развития страны в соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021гг. и Стратегией развития Нового Узбекистана в 2022-2026 гг. предопределил существенную трансформацию внешнеполитического курса страны.
12.08.2023 ЗНАЧЕНИЕ УЗБЕКСКО-КЫРГЫЗСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Сегодняшняя Центральная Азия – это не вчерашняя Средняя Азия. Место и значение региона на мировой политической арене растет быстрыми темпами. Например, введение форматов «Центральная Азия+» - США, Россия, Китай, Индия, Евросоюз, арабские государства Персидского залива, Япония, Южная Корея, само по себе свидетельствует о том, что границы интересов в регионе расширились. Особенно это было мотивировано организацией регулярных консультационных встреч лидеров стран Центральной Азии. Несомненно, развитие Центральной Азии тесно связано с единством, взаимным доверием и двусторонним сотрудничеством пяти регионов. В связи с этим можно привести пример перехода отношений Узбекистана и Кыргызстана на новый уровень.
13.07.2023 Миссия БДИПЧ ОБСЕ высоко оценила подготовительные работы к выборам президента в Узбекистане
В столице Узбекистана состоялась пресс-конференция Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству Европы, посвященная предварительным результатам досрочных выборов Президента Республики Узбекистан.
11.07.2023 Миссия БДИПЧ ОБСЕ: Досрочные президентские выборы в Узбекистане, состоявшиеся 9 июля, были хорошо подготовлены
«Досрочные президентские выборы, состоявшиеся 9 июля, были хорошо подготовлены с технической стороны», - сказала глава Миссии Бюро демократических институтов и прав человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ ОБСЕ) Урсула Гачек в ходе состоявшейся 10 июля 2023 г. в столице пресс-конференции, посвященной предварительным результатам выборов Президента Узбекистана.