30.04.2024 00:06 367
Конституция Республики Узбекистан в новой редакции, принятая по итогам всенародного референдума год назад, определила вектор развития страны на десятилетия вперёд. Основной закон, по признанию авторитетных международных экспертов, способствует упрочению государственной независимости нашей страны, повышению ее международного авторитета, укреплению дружественных и взаимовыгодных политических и экономических отношений Узбекистана с зарубежными государствами и международными организациями.
Новеллой Конституции в том числе стала статья 18, которая гласит: «Республика Узбекистан осуществляет миролюбивую внешнюю политику, направленную на всемерное развитие двусторонних и многосторонних отношений с государствами и международными организациями». Эту конституционную норму продиктовала внешнеполитическая стратегия республики, которая обрела новые акценты в сфере налаживания политических связей, взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества, привлечения иностранных инвестиций, активного взаимодействия в сфере культурно-гуманитарных обменов и межрегиональной кооперации (прежде всего с соседними государствами) на основе равноправия и взаимной поддержки, мира и согласия.
В условиях непредсказуемой глобальной обстановки сотрудничество стран Центральной Азии, их объединенный голос в международных организациях, в том числе в ООН, регулярные Консультативные встречи глав государств, встречи лидеров стран и министров иностранных дел в формате «ЦА+» стали востребованной площадкой для взаимного диалога на благо процветания региона. Можно сказать, что конструктивные решения пограничных вопросов Узбекистана с соседями является показателем динамики интенсивности развития центральноазиатского сотрудничества, включая межрегиональное сотрудничество между областями и городами, которые является логическим продолжением внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности нашего государства. Это вполне объяснимо, так как люди на приграничных территориях веками жили по соседству, лучше знают друг друга, между ними сложились тесные родственные и дружеские связи.
По мнению экспертов, процветание Узбекистана неразрывно связано с устойчивым развитием Центральной Азии. В этом контексте наша республика выступает за превращение ЦА в один из важных центров экономического роста и инвестиционной активности, неотъемлемое звено межрегиональной взаимосвязанности и глобальной цепочки добавленной стоимости. А в Стратегии «Узбекистан–2030» определены задачи по укреплению в обществе атмосферы межнационального согласия и развитию дружественных связей с зарубежными странами, включая сотрудничество между регионами (побратимские связи).
Первые формальные попытки развивать городскую дипломатию были предприняты в XIX веке. В те времена в дипломатию была вовлечена маленькая группа городов и только на рубеже тысячелетий это стало гораздо более распространённым явлением. В 1957 году представители городов-побратимов создали Всемирную федерацию породнённых городов (ВФПГ), которая затем вошла в международную организацию Объединённые города и местные власти (ОГМВ), чья штаб-квартира находится в Барселоне (Испания). Членами ОГМВ являются 141 из 191 страны-участниц ООН. Это единственная организации местных властей, аффилированная с ООН.
Международные связи регионов, как правило, не включают в себя политические, дипломатические, консульские и военные связи, которые являются прерогативой государства. Они осуществляются в области экономики, науки, техники, экологии, культуры, образования. Партнерами регионов на международной арене могут быть регионы зарубежных стран, иностранные юридические и физические лица. Вступать в международные связи регионы могут только с разрешения государства, которое наделяет их соответствующими полномочиями.
Основополагающее правовое регулирование межрегионального сотрудничества предусмотрены в Конституции, в законодательстве в области внешнеполитической деятельности, международных договорах Республики Узбекистан. Межгосударственные договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, межправительственные соглашения о межрегиональном сотрудничестве, соглашения между административно-территориальными единицами о партнерстве напрямую затрагивают правовые аспекты кооперационных связей. Например, Договор между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи скрепил норму о сотрудничестве между административно-территориальными субъектами двух государств:
В Соглашении о партнёрстве и сотрудничестве между Узбекистаном и Европейским союзом особое внимание придается мероприятиям, направленным на поддержание и развитие регионального сотрудничества.
В целях эффективного решения приоритетных вопросов узбекско-кыргызского двустороннего сотрудничества и вывода отношений между двумя странами на качественно новый уровень 6 сентября 2017 года правительства двух стран учредили Совет хокимов приграничных областей Республики Узбекистан и полномочных представителей Правительства Кыргызской Республики в приграничных областях под патронажем премьер-министров двух стран.
Республика Узбекистан заключила соглашения о межрегиональном сотрудничестве со многими соседними государствами – Азербайджаном, Беларусью, Венгрией, Россией и другими странами. Узбекистан заинтересован использовать имеющийся потенциал межрегионального сотрудничества на пути расширения и упрочения взаимной торговли и привлечения инвестиций с зарубежными партнерами. В них закреплено положение о том, что регионы и их компетентные органы в соответствии с законодательством своих государств и международными договорами, участниками которых являются их государства способствуют расширению и развитию взаимовыгодного межрегионального сотрудничества в торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах, сельского хозяйства, здравоохранения, туризма и охраны окружающей среды, а также в других направлениях.
Плодотворной площадкой сотрудничества стали межрегиональные форумы, где регионы нашей страны представляют свои товары, а по итогам встреч в формате B2B и G2B подписываются пакеты торговых и инвестиционных соглашений. В рамках подобных мероприятий организуются выставки товаров, произведенных в разных регионах Узбекистана. На сегодня Узбекистан провел два форума с Беларусью, один - с Китаем и три - с Россией.
Следует отметить, что встречи представителей регионов Узбекистана с зарубежными партнерами проходят на регулярной основе и нацелены на достижение конкретных практических результатов по укреплению двусторонних связей в сфере торговли и экономики, взаимодействия в науке, образовании, культуре, спорте и туризме, способствуют развитию промышленной и сельскохозяйственной кооперации,
Важным результатом двустороннего сотрудничества является правовое оформление отношений побратимских связей между областями (городами) Узбекистана и зарубежных государств. За последние два года Ташкент заключил соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Дохой (Катар) и Минском (Беларусь), а Бухарская область - с иранской провинцией Хамадан. Прочные связи установлены также между регионами Узбекистана и КНР: Самаркандом и Циндао, Ташкентской областью и Синьцзян-Уйгурским автономным районом, Сырдарьинской областью и провинцией Шэньси.
Узбекистан активно взаимодействует с партнерами в Совете по межрегиональному и приграничному сотрудничеству государств - участников Содружества Независимых Государств. По данным Исполнительного комитета СНГ, наша страна заключила около ста соглашений между регионами Узбекистана и регионами стран Содружества.
Как видно, за годы государственной независимости Узбекистан уверенно развивает и уже имеет солидную договорно-правовую базу в сфере межрегионального сотрудничества, опирающуюся на Конституцию и общепризнанные принципы и нормы международного права. Они являются важным звеном межгосударственных отношений и свидетельством миролюбивой политики нашего государства.
Комил Рашидов.
Доктор юридических наук, профессор.
Материалы по теме
13.06.2025 |
Интенсификация узбекско-китайских отношений - требование времени
На протяжении более 30 лет Узбекистан и Китай непрерывно укрепляют политическое взаимодоверие и развивают двусторонние отношения на основе принципов равенства, дружбы, добрососедства, взаимной поддержки, обоюдной выгоды, уважения и учёта интересов друг друга. Особенно активно сотрудничество развивается сегодня, когда страны демонстрируют уверенные темпы роста.
|
30.05.2025 |
В чем сила культурной дипломатии Нового Узбекистана?
В последние десятилетия культурная дипломатия стала важным элементом внешней политики многих стран, в том числе Узбекистана. В результате прилагаемых усилий наблюдается активное расширение взаимодействия с зарубежными государствами, выстраиваются искренние и уважительные отношения с международными организациями и дипломатическими представительствами, налажено системное проведение совместной духовно-просветительской работы.
|
14.05.2025 |
Термезская площадка – диалог во имя обеспечения безопасности и стабильности в Центральной и Южной Азии
Испокон веков Центральная и Южная Азия были тесно связаны между собой в рамках торговых, культурных и политических процессов. Географическая близость и древние торговые маршруты способствовали активному диалогу между народами и цивилизациями, обмену товарами
и культурой, формированию общего историко-культурного облика региона.
С обретением независимости государства Центральной Азии поэтапно начали выстраивать собственные внешнеполитические и экономические стратегии
по отношению к Южной Азии.
|
24.04.2025 |
Центральная Азия и ССАГЗ: от исторических связей к стратегическому партнёрству
В последние годы отношения между Центральной Азией (ЦА) и Советом сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ) демонстрируют уверенную позитивную динамику. Экономические возможности стран ЦА
и ССАГЗ, дополняемые углублением политического диалога, взаимным интересом к культурно-историческим связям и выгодным геостратегическим расположением, усиливают стратегическую значимость данного формата партнерства.
|
18.04.2025 |
ССАГЗ – Центральная Азия: новая модель региональной дипломатии
В этом контексте формат сотрудничества между Советом сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ) и странами Центральной Азии (ЦА) представляет собой уникальную модель межрегионального взаимодействия. Уникальность данного формата заключается в том, что он объединяет два геостратегически важных региона, каждый из которых обладает собственной спецификой развития, но при этом имеет глубокие исторические, культурные и религиозные связи.
|
09.04.2025 |
Водная дипломатия Центральной Азии
Дефицит воды становится все более актуальной проблемой не только в Узбекистане, но и во всем мире. Изменение климата, современный экологический кризис и ситуации, которые не зависят от природы, повышают ценность живительной влаги и требуют осознанных целенаправленных действий по ее сбережению.
|
29.03.2025 |
Исторический саммит в Худжанде: новый этап регионального сотрудничества
31 марта в Худжанде состоится поистине историческое событие – саммит лидеров Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана.
По его итогам главы государств подпишут Договор о точке стыка государственных границ, что говорит о твердой решимости превратить государственные границы в зону мира, стабильности и совместного развития, способствующую укреплению безопасности и процветания всего региона.
|
25.02.2025 |
Сотрудничество стран Центральной Азии в сфере обеспечения энергетической безопасности: проблемы и пути их решения
Сотрудничество стран Центральной Азии в сфере обеспечения энергетической безопасности: проблемы и пути их решения. Многие государства, ранее полагавшиеся исключительно на собственные ресурсы или налаженные поставки извне, сегодня вынуждены пересматривать свою энергетическую политику. Приоритеты смещаются в сторону повышения энергоэффективности, диверсификации источников энергии и более активного использования возобновляемых источников.
|
29.01.2025 |
УЗБЕКИСТАН - МАЛАЙЗИЯ: НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ТУРИЗМА
Узбекистан и Малайзия могут находиться в разных частях света, в Центральной Азии и Юго-Восточной Азии, но мы активно развиваем взаимовыгодное сотрудничество в различных областях. Туризм является ключевой сферой нашего партнерства. Несмотря на значительное географическое расстояние между нами, существует огромный потенциал для углубления связей в туристической отрасли, что, в свою очередь, принесет пользу экономике и будет способствовать культурному обмену. Туризм играет важную роль в экономике обеих стран, создавая рабочие места, способствуя развитию инфраструктуры и улучшая связи между двумя государствами.
|
04.11.2024 |
Роль Узбекистана в развитии прогресса и единства тюркского мира
В условиях глобальной турбулентности и поиска новых моделей международного сотрудничества, Узбекистан уверенно выдвигается на передний план в качестве ключевого игрока в Организации тюркских государств (ОТГ). Ташкент не просто переходит в диалог,
а активно формирует повестку дня, внедряя практические решения и инновационные подходы, которые находят отклик практически
у всех участников альянса.
|