27.06.2017 10:01 Бишкек 3538

Что могут короли?

В Кыргызстане грядут очередные президентские выборы. Сооронбай Жээнбеков, Омурбек Бабанов, Темир Сариев и прочие кандидаты будут оспаривать друг у друга право занять президентский пост. Один из кандидатов уже даже заказал торт с шоколадной копией себя и украшенным президентской цепью. Но что в реальности значит теперь эта должность?


В прошлом году в Кыргызстане, как известно, прошел конституционный референдум. Он серьезно сократил полномочия президента, усилив премьер-министра. По существу, важнейшей функцией президента осталось руководство внешней политикой (тоже вместе с премьером, но здесь президент хотя бы вправе определять стратегический курс).
Во внутренней политике, в экономике от него зависит довольно мало. Конечно, по привычке народ думает, что президент может все: снимать министров, решать социальные проблемы, давать распоряжения о строительстве школ, дорог, больниц и чего угодно. Многие кандидаты на это и будут бить. Они будут обещать населению в регионах все, что угодно, вплоть до починки крыш и строительства колодцев.
Как отличить, где обман, а где, возможно, правда? Надо смотреть на полномочия президента по конституции. Просто если кандидат, например, обещает построить «безопасный город», то он, очевидно, просто врет. У него таких полномочий нет. Этим должны будут заниматься либо Правительство, либо вовсе муниципалитеты. А вот если обещает продвигать кыргызстанские товары за рубежом, поддерживать экспорт – то, вполне возможно, говорит правду. По крайней мере, внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельность – это его, и у будущего президента появится хотя бы теоретический шанс сдержать свое обещание.
Отдельный вопрос – генеральная прокуратура. Президент имеет право назначать генерального прокурора (но это не значит, что генпрокурор у него в прямом подчинении – он Закону в первую очередь должен вообще-то подчиняться). Но и тут много всяких но… Генпрокуратура может возбудить уголовное дело, но расследовать его – это уже функция МВД. А главу МВД назначает и снимает с должности уже премьер.
Короче говоря, становится понятно, ради чего в прошлом году затевался референдум по конституции. Теперь ни у президента, ни у премьера нет легкой возможности собрать всю власть в своих руках, и превратиться в «дракона», о котором говорил Алмазбек Атамбаев. Главное, чтобы они между собой не начали драться за эти самые полномочия. Так что было бы идеально для страны, чтобы и президент, и премьер Кыргызстана оказались из одной команды.
 
Материалы по теме
13.06.2025 Интенсификация узбекско-китайских отношений - требование времени
На протяжении более 30 лет Узбекистан и Китай непрерывно укрепляют политическое взаимодоверие и развивают двусторонние отношения на основе принципов равенства, дружбы, добрососедства, взаимной поддержки, обоюдной выгоды, уважения и учёта интересов друг друга. Особенно активно сотрудничество развивается сегодня, когда страны демонстрируют уверенные темпы роста.
30.05.2025 В чем сила культурной дипломатии Нового Узбекистана?
В последние десятилетия культурная дипломатия стала важным элементом внешней политики многих стран, в том числе Узбекистана. В результате прилагаемых усилий наблюдается активное расширение взаимодействия с зарубежными государствами, выстраиваются искренние и уважительные отношения с международными организациями и дипломатическими представительствами, налажено системное проведение совместной духовно-просветительской работы.
14.05.2025 Термезская площадка – диалог во имя обеспечения безопасности и стабильности в Центральной и Южной Азии
Испокон веков Центральная и Южная Азия были тесно связаны между собой в рамках торговых, культурных и политических процессов. Географическая близость и древние торговые маршруты способствовали активному диалогу между народами и цивилизациями, обмену товарами и культурой, формированию общего историко-культурного облика региона. С обретением независимости государства Центральной Азии поэтапно начали выстраивать собственные внешнеполитические и экономические стратегии по отношению к Южной Азии.
24.04.2025 Центральная Азия и ССАГЗ: от исторических связей к стратегическому партнёрству
В последние годы отношения между Центральной Азией (ЦА) и Советом сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ) демонстрируют уверенную позитивную динамику. Экономические возможности стран ЦА и ССАГЗ, дополняемые углублением политического диалога, взаимным интересом к культурно-историческим связям и выгодным геостратегическим расположением, усиливают стратегическую значимость данного формата партнерства.
18.04.2025 ССАГЗ – Центральная Азия: новая модель региональной дипломатии
В этом контексте формат сотрудничества между Советом сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ) и странами Центральной Азии (ЦА) представляет собой уникальную модель межрегионального взаимодействия. Уникальность данного формата заключается в том, что он объединяет два геостратегически важных региона, каждый из которых обладает собственной спецификой развития, но при этом имеет глубокие исторические, культурные и религиозные связи.
09.04.2025 Водная дипломатия Центральной Азии
Дефицит воды становится все более актуальной проблемой не только в Узбекистане, но и во всем мире. Изменение климата, современный экологический кризис и ситуации, которые не зависят от природы, повышают ценность живительной влаги и требуют осознанных целенаправленных действий по ее сбережению.
29.03.2025 Исторический саммит в Худжанде: новый этап регионального сотрудничества
31 марта в Худжанде состоится поистине историческое событие – саммит лидеров Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. По его итогам главы государств подпишут Договор о точке стыка государственных границ, что говорит о твердой решимости превратить государственные границы в зону мира, стабильности и совместного развития, способствующую укреплению безопасности и процветания всего региона.
25.02.2025 Сотрудничество стран Центральной Азии в сфере обеспечения энергетической безопасности: проблемы и пути их решения
Сотрудничество стран Центральной Азии в сфере обеспечения энергетической безопасности: проблемы и пути их решения. Многие государства, ранее полагавшиеся исключительно на собственные ресурсы или налаженные поставки извне, сегодня вынуждены пересматривать свою энергетическую политику. Приоритеты смещаются в сторону повышения энергоэффективности, диверсификации источников энергии и более активного использования возобновляемых источников.
29.01.2025 УЗБЕКИСТАН - МАЛАЙЗИЯ: НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ТУРИЗМА
Узбекистан и Малайзия могут находиться в разных частях света, в Центральной Азии и Юго-Восточной Азии, но мы активно развиваем взаимовыгодное сотрудничество в различных областях. Туризм является ключевой сферой нашего партнерства. Несмотря на значительное географическое расстояние между нами, существует огромный потенциал для углубления связей в туристической отрасли, что, в свою очередь, принесет пользу экономике и будет способствовать культурному обмену. Туризм играет важную роль в экономике обеих стран, создавая рабочие места, способствуя развитию инфраструктуры и улучшая связи между двумя государствами.
04.11.2024 Роль Узбекистана в развитии прогресса и единства тюркского мира
В условиях глобальной турбулентности и поиска новых моделей международного сотрудничества, Узбекистан уверенно выдвигается на передний план в качестве ключевого игрока в Организации тюркских государств (ОТГ). Ташкент не просто переходит в диалог, а активно формирует повестку дня, внедряя практические решения и инновационные подходы, которые находят отклик практически у всех участников альянса.