21.08.2017 11:34 Махмуд Казакбаев Бишкек 3878

Север-Юг: новый баланс с новым премьером

В ближайшие дни, как было официально анонсировано, действующий премьер-министр КР Сооронбай Жээнбеков сложит свои полномочия и окончательно займется президентской выборной кампанией


На его место прочат Сапара Исакова, руководителя Аппарата президента КР. Который, кстати говоря, знаком с Сооронбаем Шариповичем с детских лет – уже более 30 лет.
Интересно отметить, что Сапар Исаков, будучи по происхождению из Нарынской области, то есть с Севера, учился и вырос в Оше. Ведь его недавно умерший отец работал партийным функционером в Ошской области, так что его семья много лет прожила в Южной столице. То есть в принципе Исаков не является чужим и для юга страны.
Он весной мог бы претендовать и на президентский пост, но, насколько известно Альянс-пресс, очень этого не хотел (видимо, опасался, что не хватит опыта). В последние полгода в администрации президента КР активно обсуждались многие ключевые вопросы, касающиеся работы правительства. Так что Сапар Исаков наверняка в курсе важнейших проблем работы кабинета министров.
У него, вероятно, есть и свои кандидатуры на министерские посты – в первую очередь из числа тех молодых профессионалов, с которыми он сработался, реализуя проект цифровой трансформации общества «Таза коом». Ему конечно предстоит пройти утверждение в Жогорку Кенеше, но депутаты уже говорят о его назначении как о решенном деле.  
Что это может означать в изменении соотношения сил между Севером и Югом в Кыргызской Республике, и как это может сказаться на результатах будущих президентских выборов? Рискнем предположить, что мы являемся свидетелями формирования нового, если так можно выразиться, тандема. Но не такого, который был у Бакиева с Феликсом Куловым. Тогда оба «партнера» держали камень за пазухой и были готовы при малейшей возможности всадить друг другу нож в спину. Бакиев оказался тогда проворнее, но это роли не играет. Могло быть и наоборот, это ничего не меняло. Здесь же речь идет о тандеме людей одной команды. Это принципиально важно.
Сооронбая Жээнбекова на Севере страны до последнего времени несколько опасались. Не потому даже, что знали за ним какие-то грехи, а просто не представляли, кто он такой. Неизвестное всегда страшит. И, конечно, присутствовал страх, что следом за ним на Север хлынет лавина южан. У всех на памяти пример, когда внезапно все сотрудники госавтоинспекции в Бишкеке оказались джалал-абадцами по происхождению. В последние полтора месяца Сооронбай Жээнбеков много бывал в северных областях и как будто бы этот страх притушил. Но в глубине души у кого-то он мог остаться. Однако теперь для него нет никаких оснований: новый тандем восстановит баланс между регионами (а полномочий у премьер-министра, в том числе в кадровых вопросах, пожалуй, больше, чем у президента).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что назначение Сапара Исакова премьер-министром КР серьезно повышают шансы Сооронбая Жээнбекова на победу, причем уже в первом туре. Исаков и Жээнбеков взаимно укрепят друг друга. Сапар Исаков привлечет на их сторону голоса северян, а также молодежи и предпринимателей, которые заинтересованы в реализации проекта «Таза коом». Я полагаю, что после этого в выборной кампании наступит серьезный перелом. И, следовательно, Омурбек Бабанов на днях сильно погорячился, пообещав публично победить соперников, причем еще в первом туре.
 
Материалы по теме
13.06.2025 Интенсификация узбекско-китайских отношений - требование времени
На протяжении более 30 лет Узбекистан и Китай непрерывно укрепляют политическое взаимодоверие и развивают двусторонние отношения на основе принципов равенства, дружбы, добрососедства, взаимной поддержки, обоюдной выгоды, уважения и учёта интересов друг друга. Особенно активно сотрудничество развивается сегодня, когда страны демонстрируют уверенные темпы роста.
30.05.2025 В чем сила культурной дипломатии Нового Узбекистана?
В последние десятилетия культурная дипломатия стала важным элементом внешней политики многих стран, в том числе Узбекистана. В результате прилагаемых усилий наблюдается активное расширение взаимодействия с зарубежными государствами, выстраиваются искренние и уважительные отношения с международными организациями и дипломатическими представительствами, налажено системное проведение совместной духовно-просветительской работы.
14.05.2025 Термезская площадка – диалог во имя обеспечения безопасности и стабильности в Центральной и Южной Азии
Испокон веков Центральная и Южная Азия были тесно связаны между собой в рамках торговых, культурных и политических процессов. Географическая близость и древние торговые маршруты способствовали активному диалогу между народами и цивилизациями, обмену товарами и культурой, формированию общего историко-культурного облика региона. С обретением независимости государства Центральной Азии поэтапно начали выстраивать собственные внешнеполитические и экономические стратегии по отношению к Южной Азии.
24.04.2025 Центральная Азия и ССАГЗ: от исторических связей к стратегическому партнёрству
В последние годы отношения между Центральной Азией (ЦА) и Советом сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ) демонстрируют уверенную позитивную динамику. Экономические возможности стран ЦА и ССАГЗ, дополняемые углублением политического диалога, взаимным интересом к культурно-историческим связям и выгодным геостратегическим расположением, усиливают стратегическую значимость данного формата партнерства.
18.04.2025 ССАГЗ – Центральная Азия: новая модель региональной дипломатии
В этом контексте формат сотрудничества между Советом сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ) и странами Центральной Азии (ЦА) представляет собой уникальную модель межрегионального взаимодействия. Уникальность данного формата заключается в том, что он объединяет два геостратегически важных региона, каждый из которых обладает собственной спецификой развития, но при этом имеет глубокие исторические, культурные и религиозные связи.
09.04.2025 Водная дипломатия Центральной Азии
Дефицит воды становится все более актуальной проблемой не только в Узбекистане, но и во всем мире. Изменение климата, современный экологический кризис и ситуации, которые не зависят от природы, повышают ценность живительной влаги и требуют осознанных целенаправленных действий по ее сбережению.
29.03.2025 Исторический саммит в Худжанде: новый этап регионального сотрудничества
31 марта в Худжанде состоится поистине историческое событие – саммит лидеров Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. По его итогам главы государств подпишут Договор о точке стыка государственных границ, что говорит о твердой решимости превратить государственные границы в зону мира, стабильности и совместного развития, способствующую укреплению безопасности и процветания всего региона.
25.02.2025 Сотрудничество стран Центральной Азии в сфере обеспечения энергетической безопасности: проблемы и пути их решения
Сотрудничество стран Центральной Азии в сфере обеспечения энергетической безопасности: проблемы и пути их решения. Многие государства, ранее полагавшиеся исключительно на собственные ресурсы или налаженные поставки извне, сегодня вынуждены пересматривать свою энергетическую политику. Приоритеты смещаются в сторону повышения энергоэффективности, диверсификации источников энергии и более активного использования возобновляемых источников.
29.01.2025 УЗБЕКИСТАН - МАЛАЙЗИЯ: НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ТУРИЗМА
Узбекистан и Малайзия могут находиться в разных частях света, в Центральной Азии и Юго-Восточной Азии, но мы активно развиваем взаимовыгодное сотрудничество в различных областях. Туризм является ключевой сферой нашего партнерства. Несмотря на значительное географическое расстояние между нами, существует огромный потенциал для углубления связей в туристической отрасли, что, в свою очередь, принесет пользу экономике и будет способствовать культурному обмену. Туризм играет важную роль в экономике обеих стран, создавая рабочие места, способствуя развитию инфраструктуры и улучшая связи между двумя государствами.
04.11.2024 Роль Узбекистана в развитии прогресса и единства тюркского мира
В условиях глобальной турбулентности и поиска новых моделей международного сотрудничества, Узбекистан уверенно выдвигается на передний план в качестве ключевого игрока в Организации тюркских государств (ОТГ). Ташкент не просто переходит в диалог, а активно формирует повестку дня, внедряя практические решения и инновационные подходы, которые находят отклик практически у всех участников альянса.