07.09.2017 15:33 Махмуд Казакбаев - политический обозреватель Бишкек 4026

Президент Узбекистана определился в своем выборе

На этой неделе в Кыргызстан приезжал президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев. Этот визит уже успели назвать историческим.Была решена проблема, не решавшаяся десятилетиями: вопрос границы. Отношения между Кыргызстаном и Узбекистаном поднялись на принципиально новый уровень. Можно сказать, что новый президент Узбекистана сделал свой геополитический выбор в пользу развития добрососедских отношений с нашей страной.


Этому визиту предшествовали долгие и непростые переговоры. Начались они с того, что премьер-министр Сооронбай Жэнбеков съездил в Самарканд на похороны многолетнего лидера Узбекистана Ислама Каримова.  Затем в конце прошлого года в Самарканд отправился президент КР Алмазбек Атамбаев. С Мирзиеевым они были знакомы и раньше, общались по различным вопросам, но эта встреча прошла в совершенно новом духе. 

Оба президента говорили о братских отношениях, которые возникли между ними, Шавкат Мирзиеев упоминал о «духе Самарканда». Тогда появились предварительные договоренности о необходимости решить все спорные вопросы по демаркации государственной границы до конца 2017 года.
В реальность этого поверили не все эксперты. Все-таки спорным вопросам уже более 25 лет – столько, сколько существуют два независимых государства. Были в течение нескольких месяцев непростые переговоры, важную роль в которых сыграла встреча между премьер-министром Сооронбаем Жээнбековым и его узбекистанским коллегой Абдуллой Ариповым.
Но 6 сентября развеялись все опасения: был подписан договор о границе, определяющий 85% пограничной линии. Оставшиеся 15% будут окончательно определены в октябре в ходе ответного визита Алмазбека Атамбаева в Ташкент.
Однако этим результаты переговоров лидеров двух государств не ограничились. На выступлении перед журналистами по итогам переговоров Мирзиеев озвучил еще одну сенсационную новость: Кыргызстан и Узбекистан пришли к взаимоустраивающему решению в области гидроэнергетики. Ташкент снимает свои возражения по поводу строительства Камбар-Атинской ГЭС, более того, по словам президента Узбекистана, эта гидроэлектростанция «нам нужна, и должна строиться с участием Узбекистана». Узбекистан готов к участию и в других совместных проектах – например, открыть новую трассу Андижан-Ош-Иркештам для узбекистанских товаров.
Радикально упростится пропускной режим на границе. Уходят безвозвратно в прошлое те времена, о чем ясно сказал президент Узбекистана, когда для ее пересечения требовалась обязательная справка о смерти близкого человека – когда проехать разрешали только на похороны родственника. Алмазбек Атамбаев же заметил, что отныне эта граница будет не границей конфликта, а «воротами дружбы и добрососедства».
 
Не осталась без внимания гостя из Узбекистана и проходящая в Кыргызской Республике избирательная кампания. Шавкат Мирзиеев предельно четко выразил свое отношение к ней. Конечно же, его статус не позволяет ему называть конкретные фамилии, поскольку выбор должен сделать именно народ Кыргызстана и никто другой.
Узбекистанский президент отметил, что он очень надеется – победит тот кандидат, который сохранит преемственность курса, который наилучшим образом продолжит политику Алмазбека Атамбаева. Фактически он употребил ту же формулировку, которую весной использовал российский лидер Владимир Путин в беседе с Атамбаевым. Очевидно, они имели ввиду одного и того же человека.
Сооронбай Жээнбеков, которого ранее Алмазбек Атамбаев назвал «наилучшим выбором для Кыргызстана» и главным продолжателем своего дела, в этих переговорах принять участие уже не мог – он оставил пост премьер-министра для участия в избирательной гонке.
Зато с Мирзиеевым встретились руководители парламентских фракций. Для руководителей фракций он нашел добрые слова. Исе Омуркулову, лидеру фракции СДПК, сказал, что социал-демократы – «крепкая правящая партия». Омурбеку Бабанову заметил, что «много о нем слышал». Не уточнив, правда, чего именно – хорошего или плохого. Тем более, недавно в одном из узбекистанских электронных СМИ выходил материал, подробно разбиравший связанные с Омурбеком Бабановым скандалы. Чтобы остановить возможные кривотолки, Бабанов поспешил через связанные с ним СМИ рассказать обществу о том, что Мирзиеев одобрил его работу. Что узбекистанский президент имел в виду на самом деле, видимо, так и осталось для него загадкой.  
Как говорится, только поражение всегда сирота, а у победы появляется множество отцов. Итог сложнейшего переговорного процесса, который проводили Алмазбек Атамбаев, Сооронбай Жээнбеков, аппарат президента, аппарат правительства и МИД многим очень хотелось бы использовать для самопиара.
Но если человеку при встрече говорят: «Как ваше здоровье?», то это вовсе не значит, что собеседнику реально интересно ваше здоровье. Просто так принято среди воспитанных людей. И если говорят: «Много о вас наслышан!», то это еще не значит, что человек симпатичен. Стоит ли вырывать отдельную фразу и на этом строить свой пиар?
Но это уже не так важно, главное - сделать дело, и оно сделано. Будем надеяться, что выборы в стране пройдут честно и прозрачно, и избиратели выберут курс преемственности и развития теперь уже, слава Богу, добрососедских отношений с Узбекистаном, Россией и другими государствами.



 
Материалы по теме
13.06.2025 Интенсификация узбекско-китайских отношений - требование времени
На протяжении более 30 лет Узбекистан и Китай непрерывно укрепляют политическое взаимодоверие и развивают двусторонние отношения на основе принципов равенства, дружбы, добрососедства, взаимной поддержки, обоюдной выгоды, уважения и учёта интересов друг друга. Особенно активно сотрудничество развивается сегодня, когда страны демонстрируют уверенные темпы роста.
30.05.2025 В чем сила культурной дипломатии Нового Узбекистана?
В последние десятилетия культурная дипломатия стала важным элементом внешней политики многих стран, в том числе Узбекистана. В результате прилагаемых усилий наблюдается активное расширение взаимодействия с зарубежными государствами, выстраиваются искренние и уважительные отношения с международными организациями и дипломатическими представительствами, налажено системное проведение совместной духовно-просветительской работы.
14.05.2025 Термезская площадка – диалог во имя обеспечения безопасности и стабильности в Центральной и Южной Азии
Испокон веков Центральная и Южная Азия были тесно связаны между собой в рамках торговых, культурных и политических процессов. Географическая близость и древние торговые маршруты способствовали активному диалогу между народами и цивилизациями, обмену товарами и культурой, формированию общего историко-культурного облика региона. С обретением независимости государства Центральной Азии поэтапно начали выстраивать собственные внешнеполитические и экономические стратегии по отношению к Южной Азии.
24.04.2025 Центральная Азия и ССАГЗ: от исторических связей к стратегическому партнёрству
В последние годы отношения между Центральной Азией (ЦА) и Советом сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ) демонстрируют уверенную позитивную динамику. Экономические возможности стран ЦА и ССАГЗ, дополняемые углублением политического диалога, взаимным интересом к культурно-историческим связям и выгодным геостратегическим расположением, усиливают стратегическую значимость данного формата партнерства.
18.04.2025 ССАГЗ – Центральная Азия: новая модель региональной дипломатии
В этом контексте формат сотрудничества между Советом сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ) и странами Центральной Азии (ЦА) представляет собой уникальную модель межрегионального взаимодействия. Уникальность данного формата заключается в том, что он объединяет два геостратегически важных региона, каждый из которых обладает собственной спецификой развития, но при этом имеет глубокие исторические, культурные и религиозные связи.
09.04.2025 Водная дипломатия Центральной Азии
Дефицит воды становится все более актуальной проблемой не только в Узбекистане, но и во всем мире. Изменение климата, современный экологический кризис и ситуации, которые не зависят от природы, повышают ценность живительной влаги и требуют осознанных целенаправленных действий по ее сбережению.
29.03.2025 Исторический саммит в Худжанде: новый этап регионального сотрудничества
31 марта в Худжанде состоится поистине историческое событие – саммит лидеров Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. По его итогам главы государств подпишут Договор о точке стыка государственных границ, что говорит о твердой решимости превратить государственные границы в зону мира, стабильности и совместного развития, способствующую укреплению безопасности и процветания всего региона.
25.02.2025 Сотрудничество стран Центральной Азии в сфере обеспечения энергетической безопасности: проблемы и пути их решения
Сотрудничество стран Центральной Азии в сфере обеспечения энергетической безопасности: проблемы и пути их решения. Многие государства, ранее полагавшиеся исключительно на собственные ресурсы или налаженные поставки извне, сегодня вынуждены пересматривать свою энергетическую политику. Приоритеты смещаются в сторону повышения энергоэффективности, диверсификации источников энергии и более активного использования возобновляемых источников.
29.01.2025 УЗБЕКИСТАН - МАЛАЙЗИЯ: НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ТУРИЗМА
Узбекистан и Малайзия могут находиться в разных частях света, в Центральной Азии и Юго-Восточной Азии, но мы активно развиваем взаимовыгодное сотрудничество в различных областях. Туризм является ключевой сферой нашего партнерства. Несмотря на значительное географическое расстояние между нами, существует огромный потенциал для углубления связей в туристической отрасли, что, в свою очередь, принесет пользу экономике и будет способствовать культурному обмену. Туризм играет важную роль в экономике обеих стран, создавая рабочие места, способствуя развитию инфраструктуры и улучшая связи между двумя государствами.
04.11.2024 Роль Узбекистана в развитии прогресса и единства тюркского мира
В условиях глобальной турбулентности и поиска новых моделей международного сотрудничества, Узбекистан уверенно выдвигается на передний план в качестве ключевого игрока в Организации тюркских государств (ОТГ). Ташкент не просто переходит в диалог, а активно формирует повестку дня, внедряя практические решения и инновационные подходы, которые находят отклик практически у всех участников альянса.