26.12.2018 20:29 Хуррамова Фарогат. Преподователь Каршинского городского колледжа  культуры и туризма, Республика Узб 1361

«Рафаэль Востока»

«Из живописцев Бехзад был лучшим из лучших» - Захириддин Бабур.


Камалиддин Бехзад—один из талантливейших деятелей ренессанской культуры Хорасана и Средней Азии, современник и преемник идей Алишера Навои и Джами, он создал оригинальную школу миниатюрной живописи, отразившую лучшие эстетические идеалы той эпохи и оставившую выдающийся след в истории восточной миниатюры.
Миниатюры Бехзада и его школы, украшавшие страницы произведений великих мыслителей Востока Фирдоуси, Низами, Саади, Хосрова Дехлави, Алишера Навои служили лучшему художественному восприятию и пропаганде их передовых идей, отличались реалистичностью и гуманистической направленностью , воспевали красоту природы, жизнь и способности человека.
Камалиддин Бехзад родился в 1455- году в Герате -одном из крупнейших культурных центров средневекового Среднего Востока. В этот период Герат наряду с Самаркандом становится одним из ведущих центров Тимуридского государства, где создается возможность для относительного развития экономики и культуры. Развитие духовной жизни в Герате в этот период связано с именем великого узбекского поэта и общественного деятеля того времени Алишера Навои–классика узбекской литературы, выдающегося мыслителя-гуманиста, сыгравшего исключительную роль в развертывании культурно-просветительской работы, оказавшего огромное влияние на воспитание талантливых ученых , поэтов, деятелей культуры своего времени.
В детстве Бехзад остался сиротой, и в его воспитании, духовном формировании большую роль сыграл Алишер Навои, обнаруживший в нем незаурядный талант художника. Бехзад стал ведущим миниатюристом, а затем руководителем художественной мастерской по миниатюре и оформлению рукописей (своего рода академии художеств того времени), впоследствии получившей название «Нигористони Бехзад».
После смерти Алишера Навои в связи с ухудшением политической обстановки в Герате переехал в Тебриз—столицу государства сефевидов, где руководил придворной библиотекой. В конце жизни Бехзад впал в немилость сефевидского шаха Тахмасиба и возвратился в родной город Герат, где скончался.
Камалиддин Бехзад считается основоположником знаменитой гератской школы миниатюрной живописи второй половины Хуначала ХУI вв. Предыдущее развитие миниатюрной живописи, в частности достижения бухарских и самаркандских мастеров миниатюры, сыграли известную роль в развитии искусства живописи Герата под руководством Бехзада. Современники высоко ценили творческий гений Бехзада, сравнивали его с легендарным художником Востока Мани, считали диковиной века, главой талантов, а его произведения вершиной совершенства. Бехзад обучил живописи целое поколение художников-миниатюристов - Касима Али, Султана Мухаммада, Муллу Юсуфа, Шайх-заде Хуросони, Агу Мирака, Шаха Музаффара, МирСаида Али, Махмуда Музаххиба и др.
До нас дошли рукописи с миниатюрами, выполненными Бехзадом. К их числу относятся «Бустан» и «Гулистан» Саади Ширази, «Хамса» Низами Ганджеви, произведения Амира Хосрова и Алишера Навои, «Зафар-наме» Шарафиддина Али Йазди и др. Кроме того, Бехзад—автор целого ряда портретов своих современников. Некоторые из них дошли до нас в оригинале, некоторые в копиях, выполненных более поздними художниками. Особо следует отметить портреты Султана Хусейна мирзы, Шейбани-хана, Шах Гариб мирзы, Алишера Навои и Абдурахмана Джами.

Миниатюры Бехзада и его школы хранятся в коллекциях Великобритании, Франции, США, ФРГ, Египта, Турции, Ирана, Афганистана, Индии, России, а также в нашей стране в Институте востоковедения АН Узбекистана.
Произведения миниатюрной живописи, созданные Бехзадом и его школой, и ныне поражают своей красотой и изяществом, богатством и сочностью красок, вызывают глубокое эстетическое чувство. Они имеют не только большую художественную ценность, но и дают богатые сведения о высокой культуре и технике живописи, об эстетических вкусах и идеалах  средневековой эпохи Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока, содержат также большой научно-исторический, социально-этнографический материало различных сторонах жизни, о быте, строительстве, архитектурных сооружениях, ремесле и сельском хозяйстве, флоре и фауне, обычаях и нравах людей того времени. В этих миниатюрах в какой-то степени широко отражены непримиримые социальные противоречия и глубокая иерархия отношений, столь характерные феодализму, в том числе восточному.
Творчество Бехзада оказало огромное влияние на развитие миниатюрной живописи на всем «мусульманском» Востоке. Миниатюрная школа Бехзада сыграла большую роль в дальнейшем развитии миниатюрной живописи в Иране, Афганистане, Индии, Турции и, прежде всего, в Средней Азии, в городах Бухаре и Самарканде.

Творчество Бехзада вдохновляет узбекских художников на создание произведений, стенных росписей, книжных иллюстраций и т.п. на исторические темы. Миниатюрная живопись оказала значительное влияние на творчество современных узбекских художников Усто
Мумина (А.Николаев), И. Икрамова, Ч. Ахмарова, Т. Мухаммедова, Дж. Умарбекова и др.
Бехзад занял достойное место в истории мирового изобразительного искусства. В Европе, дивясь мастерству и совершенству созданных художником произведений, его величали «Рафаэлем Востока».

 
Материалы по теме
29.03.2024 Мирзо Улугбек – правитель, устремивший взор к звездам
История Узбекистана богата именами великих мыслителей и ученых, которые оставили неизгладимый след в веках. Они жили в разное время, но их знания, прогрессивные и гуманистические взгляды способствовали развитию науки и культуры.
04.03.2024 Узбекистан готовится широко отметить 300-летие Махтумкули Фраги
У каждой нации есть великие поэты, чьи стихи проникают в самое сердце, остаются в народной памяти. Для туркменов это Махтумкули Фраги. В своей поэзии он отразил духовный облик, национальное самосознание, культуру, традиции и сокровенные мечты туркменского народа. Выдающийся поэт и мыслитель занимает особое место в истории литературы и культуры всего мира. В его произведениях, пронизанных глубоким гуманизмом, обрели яркое выражение общечеловеческие ценности — любовь к Родине, миролюбие, призыв к созиданию, дружбе и братству.
26.01.2024
21.11.2023 Культурное наследие Узбекистана: единство духовности и красоты покоряет и объединяет мировое сообщество
В Самарканде состоялся VII Международный конгресс «Культурное наследие Узбекистана - фундамент нового Ренессанса». Его участниками стали ведущие востоковеды мира. Ежегодное мероприятие прошло с целью сбора информации о шедеврах, которые были созданы на нашей земле и хранятся в библиотеках и музеях мира, а также в частных коллекциях.
28.10.2023
14.08.2023 Изобразительное и прикладное искусство Нового Узбекистана открывается миру
Территория Узбекистана является одним из древнейших очагов зарождения человечества и цивилизации. С обретением государственной независимости, искусство Узбекистана, уходящее корнями в историю, вышло на новый этап своего развития. Узбекистан, независимая и равноправная республика, на пороге XXI века получила возможность представить международному сообществу своё национальное художественное наследие многонациональных художников и мастеров прикладного искусства во всем его многообразии.
27.07.2022 Узбекистан осознает свою историческую миссию перед мировой цивилизацией по сохранению культурного наследия народа
Во второй столице Узбекистана в Самарканде прошел VI Международный конгресс «Культурное наследие Узбекистана – Фундамент нового Ренессанса».В работе Конгресса приняли участие более 350 человек. Это ученые-востоковеды с мировыми именами, 6 руководителей международных организаций, 50 директоров известных международных музеев, 15 академиков, 25 профессоров, 22 доктора наук, работники музеев, представители СМИ, работающие в освещении культуры и искусства, медиаперсоны, интересующиеся вопросами изучения и сохранения культурного наследия Узбекистана.
27.07.2022
27.07.2022
26.07.2022