04.11.2024 17:31 237
В условиях глобальной турбулентности и поиска новых моделей международного сотрудничества, Узбекистан уверенно выдвигается на передний план в качестве ключевого игрока в Организации тюркских государств (ОТГ). Ташкент не просто переходит в диалог,
а активно формирует повестку дня, внедряя практические решения и инновационные подходы, которые находят отклик практически
у всех участников альянса.
Стратегия Узбекистана в ОТГ представляет собой комплекс, охватывающий широкий спектр направлений: от экономических инициатив до культурных проектов. Этот прагматичный подход не только способствует развитию самого Узбекистана, но и создает эффект домино, стимулируя прогресс во всем тюркском мире и превращая объединение во влиятельного игрока на международной арене.
В последние годы страна перешла к более активному взаимодействию с региональными организациями. Эта политика соответствует стратегии Президента Шавката Мирзиёева по открытию страны и укреплению сотрудничества в целях обеспечения устойчивого развития страны.
Ярким изменением курса стало вступление Узбекистана в ОТГ в качестве полноправного члена в 2019 году. Это решение, как отмечают наблюдатели, свидетельствует о стратегической заинтересованности Ташкента в укреплении связей с тюркскими странами.
Страна за короткий срок выдвинула 68 важных инициатив, от развития паломнического туризма до создания платформы информационных технологий, направленных на стимулирование торгово-экономического, культурно-гуманитарного и политического сотрудничества.
В 2023 году Узбекистан председательствовал в ОТГ, проведя более 100 различных мероприятий и продемонстрировал уникальную способность объединять традиции и прогресс в рамках реализации Стратегии «Turkic World Vision 2040».
Страна успешно интегрировала исторические связи тюркских народов с современными технологическими и экономическими тенденциями. Это привело к значительному усилению роли ОТГ на международной арене и открыло новые горизонты для развития всех стран-участниц.
Кульминацией этого процесса стало принятие «Стратегии ОТГ на 2022-2026 годы» на историческом саммите в Самарканде. Документ закладывает фундамент для качественно нового уровня сотрудничества между тюркскими государствами.
Региональный экономический рост
В рамках сотрудничества с тюркскими государствами Узбекистан выдвигает на первый план развитие торгово-экономических связей, рассматривая их как основу для всех внешних взаимосвязей.
Ташкент активно продвигает инициативы, направленные на создание благоприятных условий для взаимной торговли, инвестиций и реализации экономических проектов.
Это проявляется в предложениях по формированию в рамках ОТГ «Пространства новых экономических возможностей», учреждению Инвестиционного фонда и Банка развития ОТГ, а также в организации регулярных мероприятий, таких как Международный тюркский экономический форум с участием представителей мирового бизнеса.
Данные меры направлены на создание целостной структуры механизмов для стимулирования торговли и инвестиций. Они могут способствовать преодолению существующих препятствий и активизации экономического сотрудничества между странами.
Исследование внешнеторгового оборота стран-членов ОТГ за последнее десятилетие показывает, что существует значительный дисбаланс. Темпы роста импорта вдвое опережают темпы увеличения экспорта. При этом большая часть импортируемых товаров и услуг осуществляется из стран, не входящих
в Организацию.
Это открывает возможности для развития экономической кооперации, наращивания внутренней торговли, которая сегодня составляет лишь 5% от общего внешнеторгового оборота, который в 2023 г. вырос на 27%, достигнув 42 млрд долл.
С общим ВВП около 1,8 трлн долл. и населением 175 млн человек, Организация обладает значительным экономическим потенциалом. В последние годы страны-члены ОТГ демонстрируют положительную динамику роста населения в 1,3%. Средний возраст населения тюркских стран – 30 лет. Узбекистан выделяется как страна с наиболее быстрорастущим населением среди членов Организации – 2,2% в 2023 г.
В перспективе, если инициативы Узбекистана будут успешно реализованы и поддержаны другими странами-участницами, это может привести к увеличению роста внутрирегиональной торговли, снижению зависимости от импорта из третьих стран и укреплению экономической устойчивости региона.
Развитие транспортных коридоров тюркского мира
Согласование экономической политики не только обеспечивает развитие торговли, но и расширяет региональную цепочку поставок, создавая более интегрированное экономическое пространство.
Ташкент активно выступает за улучшение транспортных связей, уделяя пристальное внимание развитию железнодорожных и автомобильных сетей.
В этом контексте необходимо отметить, что одним из важных направлений концепции председательствования Узбекистана в ОТГ в 2023 году была работа по созданию условий для развития транспортной инфраструктуры на пространстве тюркских стран, диверсификации глобальных логистических цепочек и транспортных коридоров, формирования единой транзитной сети на пространстве Организации.
Государства-члены ОТГ подписали «План совместных действий по реализации Программы транспортного сообщения ОТГ на 2023-2027 годы». Этот документ направлен на расширение сотрудничества в области транспорта, обеспечение более быстрого транзита товаров и повышение транспортной взаимосвязанности как тюркского пространства, так и регионов за его пределами.
Активно продвигается формирование договорно-правовой базы ОТГ в сфере транзита и таможенного регулирования. Ключевыми элементами этого процесса стали два принятых на саммите в Самарканде соглашения: о создании упрощенного таможенного коридора и о международных комбинированных грузовых перевозках.
Особое значение в этом плане также имеет проект «Среднего коридора», который имеет стратегическое значение, позиционируя ОТГ как ключевое звено в глобальных цепочках поставок между Азией и Европой. Развитие этого коридора улучшает связность внутри региона и открывает новые экономические возможности.
Узбекистан также активно продвигает строительство железнодорожного проекта Китай-Кыргызстан-Узбекистан – часть южного маршрута Среднего коридора, который стал ключевым элементом региональной интеграции. Он обеспечит прямую связь индустриального центра Китая с развивающимися рынками. Ожидается, что новый маршрут сократит расстояние между Дальним Востоком, Ближним Востоком и Южной Европой на 900 км, уменьшит время доставки на 7-8 дней и позволит перевозить 12-15 млн тонн грузов ежегодно.
Не менее важным является участие страны в развитии Трансафганского коридора, который может обеспечить связь Центральной Азии с портами Индийского океана. Это не только укрепит позиции Узбекистана как транзитного хаба, но и будет способствовать обеспечению экономических интересов других стран ОТГ.
Успешная реализация этих проектов может повысить привлекательность региона для мировой экономики, стимулировать развитие новых отраслей экономики и создать больше рабочих мест. Однако для достижения этих целей необходимы не только политическая воля и финансовые ресурсы, но и эффективная координация действий всех стран-членов ОТГ и их международных партнеров.
Культурно-образовательный мост ОТГ
Узбекистан активно участвует в культурном и образовательном сотрудничестве в рамках объединения, отражая приверженность страны укреплению связей со своими тюркоязычными соседями. Признавая мощную роль культурного обмена в содействии более глубокому взаимопониманию и единству, Ташкент инициировал различные программы, направленные на празднование и сохранение общего наследия и традиций тюркского мира.
С момента вступления Узбекистана в ОТГ в 2019 году страна активно продвигает культурные и образовательные инициативы, способствующие развитию тюркского мира. Анализ этих проектов показывает, что они стимулируют прогресс в нескольких ключевых направлениях, способствуют укреплению культурных связей и взаимопониманию между тюркскими народами.
Объявление Хивы в 2020 году «Культурной столицей тюркского мира» и получение Кокандом в 2021 году статуса «Первой туристической столицы тюркского мира» способствовало не только популяризации богатого культурного наследия Узбекистана, привлечению внимания к историческим памятникам тюркской цивилизации, но и простимулировало развитие туризма и культурного обмена между странами Организации.
Более того, по инициативе Президента Шавката Мирзиёева была учреждена международная премия ОТГ имени Алишера Навои «За вклад в единство тюркского мира». Эта награда стимулирует деятелей культуры и искусства к созданию произведений, укрепляющих единство тюркских народов.
Также Узбекистан предложил несколько значимых инициатив в сфере образования. Одной из них является создание Центра креативной молодежи Тюркского мира, который будет способствовать поддержке талантливой молодежи и развитию инновационного потенциала тюркских стран. Кроме того, в декабре 2023 года проведена международная конференция на тему «Джадиды: национальное самосознание, идеи независимости и государственности». Это мероприятие направлено на изучение и популяризацию наследия джадидов — просветителей начала XX века.
Ташкент поддерживает многогранную стратегию сближения стран-участниц, опираясь на общие исторические корни и культурное наследие, стремиться развивать проекты в образовании, культуре и туризме. Примером этого могут служить реализация в рамках Организации таких проектов, как Союз Тюркских Университетов и Программа обмена «Орхон». Эти инициативы, несомненно, способствуют академической мобильности и научному сотрудничеству.
Проводя семинары, практикумы и конференции по темам от истории и лингвистики до современных культурных событий, Узбекистан создал платформы для интеллектуальных и художественных обменов, которые обогащают отношения между государствами-членами ОТГ.
Такой комплексный подход Узбекистана к сотрудничеству
в культурно-гуманитарной сфере не только способствует сохранению тюркской идентичности, но и стимулирует экономическое и социальное развитие стран-участниц, формируя единое пространство для культурного и интеллектуального взаимодействия.
Энергетическая трансформация ОТГ
Узбекистан активно придерживается своей позиции в сфере энергетики в рамках ОТГ, демонстрируя лидерство в развитии возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и продвижении экологически устойчивых решений.
Страна ставит перед собой амбициозные цели, включая увеличение доли возобновляемой энергетики до 40% к 2030 году, что делает ее одним из ключевых факторов энергетической трансформации региона.
Основные усилия Узбекистана в этой сфере направлены на развитие солнечной и ветровой энергетики, а также строительство гидроэлектростанций совместно с Казахстаном и Кыргызстаном.
Данные проекты не только позволяют сократить объемы ископаемого топлива, но и уменьшить выбросы парниковых газов на значительные 1,6 млн. тонн углекислого газа ежегодно.
Внедрение современных технологий хранения энергии
и создание в странах аккумуляторных накопителей позволяют обеспечить стабильность энергоснабжения и повысить эффективность использования возобновляемых источников.
Кроме того, Ташкент активно продвигает инициативу по внедрению Концепции «Тюркское движение к зеленой энергетике», которая способствует развитию регионального сотрудничества в области ВИЭ и борьбы с изменением климата.
Таким образом, Узбекистан задает тон для долгосрочного развития зелёной энергетики в тюркском мире, создания акцентов на инновациях и климатической тематике.
Инновационный прогресс в тюркском мире
Узбекистан применяет целенаправленный и стратегический подход к развитию инноваций и технологий в рамках ОТГ, что отражает его стремление стать лидером по цифровым трансформациям и технологическому прогрессу.
Страна активно работает над улучшением своих позиций
в Глобальном инновационном индексе (GII), ставя перед собой задачу войти в топ-50 стран к 2030 году. Уже сейчас Узбекистан занимает 82-е место, что делает его одним из лидеров региона Центральной и Южной Азии по инновационному развитию.
Члены ОТГ в GII имеют следующие позиции: Турция занимает 39-е место, Казахстан — 81, Узбекистан — 82, Азербайджан — 89, Кыргызстан — 106, наблюдатели: Венгрия — 35, а Туркменистан не включен в рейтинг.
Узбекистан активно развивает технологическое и инновационное сотрудничество в рамках ОТГ, реализуя всеобъемлющий подход к цифровым трансформациям и развитию высоких технологий.
Сотрудничество с другими государствами-членами ОТГ, такими как Турция, Казахстан и Азербайджан, позволяет стране не только развивать передовые практики, но и совместно развивать ключевые направления, включая научно-исследовательскую деятельность, цифровую трансформацию, развитие технопарков и телекоммуникационных технологий.
Ташкент активно продвигает комплексную стратегию развития тюркского пространства, фокусируясь на создании Научно-исследовательского центра ОТГ для развития человеческого капитала, стимулировании «экономики знаний» и «креативной экономики», внедрении передовых технологий (включая электронные, квантовые вычисления и робототехнику), а также на подготовке специалистов для Индустрии 4.0, что направлено на повышение инновационного потенциала и конкурентоспособности региона в глобальной экономике.
В рамках первой встречи министров промышленности, науки
и технологий ОТГ, прошедшей в конце октября в Стамбуле, Узбекистан отметил приоритетные сферы взаимодействия: научно-исследовательское сотрудничество, цифровая трансформация, развитие технопарков и космические технологии.
Страна активно занимается сама и поддерживает международные образовательные программы. Показательным является проект «Seeds for the Future 2024», (Семена будущего 2024) в рамках которого студенты ведущих узбекских университетов получили возможность изучить передовые технологии, включая 5G, искусственный интеллект, облачные вычисления и Wi-Fi 7. Это также способствует созданию высококвалифицированного человеческого капитала.
В целом, узбекская сторона не только оценивает свою позицию внутри ОТГ как одного из лидеров инновационного развития, но
и создает платформу для дальнейшего роста технологического потенциала во всем тюркском мире.
Таким образом, с момента вступления в Организацию тюркских государств в 2019 году Узбекистан реализует стратегию комплексного и дальновидного подхода к сотрудничеству в рамках ОТГ. К сегодняшнему дню страна вовлечена в многостороннее партнерство, охватывающее свыше 30 различных аспектов совместной деятельности.
Выдвигаемые инициативы включают широкий спектр интересов и нацелены на создание устойчивой платформы для долгосрочного взаимодействия.
Ташкент в рамках Организации уделяет особое внимание практическим механизмам сотрудничества, инновационным проектам и соблюдению культурных связей, что свидетельствует о стремлении страны не только к экономической поддержке, но и к формированию общего цивилизационного пространства.
Алишер Кадиров,
руководитель отдела Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан
Материалы по теме
24.04.2025 |
Центральная Азия и ССАГЗ: от исторических связей к стратегическому партнёрству
В последние годы отношения между Центральной Азией (ЦА) и Советом сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ) демонстрируют уверенную позитивную динамику. Экономические возможности стран ЦА
и ССАГЗ, дополняемые углублением политического диалога, взаимным интересом к культурно-историческим связям и выгодным геостратегическим расположением, усиливают стратегическую значимость данного формата партнерства.
|
18.04.2025 |
ССАГЗ – Центральная Азия: новая модель региональной дипломатии
В этом контексте формат сотрудничества между Советом сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ) и странами Центральной Азии (ЦА) представляет собой уникальную модель межрегионального взаимодействия. Уникальность данного формата заключается в том, что он объединяет два геостратегически важных региона, каждый из которых обладает собственной спецификой развития, но при этом имеет глубокие исторические, культурные и религиозные связи.
|
09.04.2025 |
Водная дипломатия Центральной Азии
Дефицит воды становится все более актуальной проблемой не только в Узбекистане, но и во всем мире. Изменение климата, современный экологический кризис и ситуации, которые не зависят от природы, повышают ценность живительной влаги и требуют осознанных целенаправленных действий по ее сбережению.
|
29.03.2025 |
Исторический саммит в Худжанде: новый этап регионального сотрудничества
31 марта в Худжанде состоится поистине историческое событие – саммит лидеров Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана.
По его итогам главы государств подпишут Договор о точке стыка государственных границ, что говорит о твердой решимости превратить государственные границы в зону мира, стабильности и совместного развития, способствующую укреплению безопасности и процветания всего региона.
|
25.02.2025 |
Сотрудничество стран Центральной Азии в сфере обеспечения энергетической безопасности: проблемы и пути их решения
Сотрудничество стран Центральной Азии в сфере обеспечения энергетической безопасности: проблемы и пути их решения. Многие государства, ранее полагавшиеся исключительно на собственные ресурсы или налаженные поставки извне, сегодня вынуждены пересматривать свою энергетическую политику. Приоритеты смещаются в сторону повышения энергоэффективности, диверсификации источников энергии и более активного использования возобновляемых источников.
|
29.01.2025 |
УЗБЕКИСТАН - МАЛАЙЗИЯ: НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ТУРИЗМА
Узбекистан и Малайзия могут находиться в разных частях света, в Центральной Азии и Юго-Восточной Азии, но мы активно развиваем взаимовыгодное сотрудничество в различных областях. Туризм является ключевой сферой нашего партнерства. Несмотря на значительное географическое расстояние между нами, существует огромный потенциал для углубления связей в туристической отрасли, что, в свою очередь, принесет пользу экономике и будет способствовать культурному обмену. Туризм играет важную роль в экономике обеих стран, создавая рабочие места, способствуя развитию инфраструктуры и улучшая связи между двумя государствами.
|
04.11.2024 |
|
01.11.2024 |
Международные транспортные связи Узбекистана в рамках ОТГ развиваются ускоренными темпами
Обеспечение взаимосвязанности в сфере транспорта и коммуникаций играет важную роль в дальнейшем развитии экономических связей и общем развитии стран и регионов - членов Организации тюркских государств (ОТГ).
|
31.10.2024 |
Укрепление прав граждан в области свободы получения и распространения информации в Новом Узбекистане
В Узбекистане создана прочная правовая база для обеспечения свободы слова и информации, а также развития СМИ, совершенствования правовых основ деятельности и защиты профессиональных прав журналистов.
|
19.09.2024 |
Открытость и справедливость – главный фактор перемен в Новом Узбекистане
Реформы и изменения, осуществленные в Узбекистане в последние годы, определяют новый путь развития страны. В этом процессе открытость и справедливость выступают одними из главных факторов. Обеспечение прозрачности в государственном управлении и обществе, создание возможности свободного доступа к информации и учет мнения граждан является свидетельством существования открытости.
|