29.03.2025 16:05 66
31 марта в Худжанде состоится поистине историческое событие – саммит лидеров Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана.
По его итогам главы государств подпишут Договор о точке стыка государственных границ, что говорит о твердой решимости превратить государственные границы в зону мира, стабильности и совместного развития, способствующую укреплению безопасности и процветания всего региона.
Решение пограничных вопросов между тремя странами, разделяющими Ферганскую долину – это результат многолетней кропотливой работы, искреннего диалога и сотрудничества, основанного на принципах уважения суверенитета, равенства и взаимной выгоды. Оно открывает совершенно новые перспективы для развития всестороннего партнёрства, способствуя укреплению доверия и дружбы между народами трех стран, улучшению качества их жизни.
При этом следует особо отметить, что немаловажную роль в этом процессе сыграла консолидация всего региона, которая по сути заложила основу для урегулирования возникающих вопросов исключительно в духе компромисса и взаимного уважения интересов друг друга.
Многие эксперты сходятся во мнении, что Центральная Азия за довольно короткий промежуток времени полностью перевернула представление о себе в позитивном русле. Еще в недалеком прошлом отношения между странами были переполнены нерешенными проблемами и острыми противоречиями, будь то вопросы границ, либо водопользования.
Однако казавшиеся совсем недавно неизбежными межгосударственные конфликты сегодня уже представляются нелепым сценарием. На смену подозрениям, скептицизму и нездоровому соперничеству пришли доверие, взаимопонимание и стремление сообща решать общие проблемы, стоящие перед регионом.
Сегодня благодаря политической консолидации лидеров стран Центральная Азия превратилась в пространство доверия, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества. Регион стал более устойчивым и стабильным, самостоятельно преодолевая возникающие вызовы и угрозы, вышел на траекторию поступательного развития, трансформируясь в центр экономической и инвестиционной активности.
Центральная Азия начала играть все более важную роль в формировании глобальной повестки в качестве ответственного и предсказуемого субъекта международных отношений.
Важный вклад в процессы регионального сближения внесла проактивная внешняя политика Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева, который с первых дней вступления в должность руководителя страны определил в качестве ключевого приоритета внешнеполитической деятельности Узбекистана регион Центральной Азии.
Основными задачами региональной политики стали укрепление добрососедства и доверия, урегулирование существующих проблем, развитие общерегионального сотрудничества, активное взаимодействие на международной арене.
Организованная по инициативе Узбекистана Международная конференция высокого уровня под эгидой ООН «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее» в ноябре 2017 года в г.Самарканде заложила основу для дальнейших действий по выстраиванию принципиально нового формата регионального партнёрства,
а также проведения регулярных Консультативных встреч глав государств Центральной Азии (КВГГЦА).
Это, в свою очередь, создало необходимые условия для формирования здорового политического климата в регионе, позволила кардинально улучшить межгосударственные отношения, заложив основы для дальнейшей консолидации Центральной Азии.
Запуск механизма КВГГЦА стал переломным моментом в истории ЦА. Консультативные встречи превратились в ключевую платформу для обсуждения стратегических вопросов и принятия важных решений. В последние годы она трансформировалась в практический механизм развития и укрепления договорно-правовой базы и институциональных основ межгосударственного сотрудничества в Центральной Азии.
Состоялся запуск различных механизмов, включая встречи руководителей внешнеполитических и отраслевых министерств.
На регулярной основе проходят встречи женщин-лидеров, ректоров, учёных, молодёжи, экономические форумы и выставки, целый ряд культурно-гуманитарных мероприятий.
Итогом многолетнего взаимодействия в рамках данного формата стало принятие концептуальных документов, в том числе долгосрочного характера. В частности, в ходе астанинского саммита в августе 2024 г. была принята Концепция развития региональной кооперации «Центральная Азия – 2040», которая закрепила приверженность стран совместному решению актуальных проблем и дальнейшему углублению кооперационных процессов в регионе.
Более того, принятая на том же саммите Дорожная карта по развитию регионального сотрудничества на 2025-2027 годы демонстрирует готовность государств региона к наращиванию активных действий, подчеркивает их стремление к практической реализации достигнутых договоренностей.
Вместе с тем, политическая консолидация и высокий уровень доверия способствовали активному экономическому росту. Начиная с 2016 года совокупный региональный ВВП увеличился на более чем 80%, приблизившись по итогам 2024 года почти к 500 млрд. долларов.
При этом в последние годы страны Центральной Азии вышли за рамки традиционной торговли, наращивая промышленную кооперацию, совместные инвестиционные проекты и производство с высокой добавленной стоимостью. Это ведет к формированию единого регионального рынка, интегрированной транспортной и энергетической системы, а также новых логистических маршрутов.
Кроме того, в регионе создаются приграничные торгово-индустриальные зоны. В двустороннем формате запущены Узбекско-Кыргызский и Узбекско-Таджикский инвестиционные фонды для финансирования крупных совместных проектов.
В рамках этих институтов уже начата реализация проектов кооперации в автомобилестроении, электротехнике, текстильной промышленности, сельском хозяйстве. В совокупности это открывает новые возможности по налаживанию производства импортозамещающей продукции, обеспечению устойчивости промышленной инфраструктуры ЦА.
Иными словами, процессы регионального сближения сыграли решающую роль в урегулировании пограничных вопросов, которые на протяжении долгих лет оставались сложными и чувствительными для отдельных государств Центральной Азии.
В частности, Узбекистан – единственная страна, граничащая со всеми странами региона, полностью согласовал вопрос границ с Казахстаном, делимитировал границы с Туркменистаном, Таджикистаном и Кыргызстаном.
Наряду с этим, упрощаются визовые режимы пребывания и улучшается пропускная способность в пунктах пропуска, что благоприятствует увеличению взаимных поездок граждан. Узбекистан поддерживает безвизовый режим пребывания со всеми странами Центральной Азии, за исключением Туркменистана.
Сегодня граждане Узбекистана и Казахстана имеют возможность совершать взаимные поездки со сроком 30 дней без регистрации. Между Узбекистаном и Кыргызстаном установлен безвизовый режим сроком до 60 дней, а с 1 сентября 2023 г. стало возможным использование ID-карты (вместо заграничных паспортов) для взаимных поездок граждан двух государств. В свою очередь, граждане Таджикистана и Узбекистана могут до 30 дней находиться на территориях стран без оформления визы.
Знаковым событием уходящего месяца стало подписание Договора о государственной границе между Кыргызстаном и Таджикистаном. По сути, многолетний спор двух стран ушел в историю, знаменуя собой начало нового этапа взаимовыгодного сотрудничества. Более того, стороны возобновили работу двух контрольно-пропускных пунктов на границе, которые были закрыты на протяжении четырех лет, а также договорились о восстановлении авиасообщения.
В данном контексте подписание Договора о точке стыка границ между Узбекистаном, Таджикистаном и Кыргызстаном будет иметь особенно важное значение для развития Ферганской долины – одного из самых густонаселенных и экономически активных регионов Центральной Азии. На ее территории проживает свыше 16,5 млн. жителей или 20% от общей численности пяти стран. Плотность населения в долине составляет около 200 человек на кв. км, что в 12 раз больше среднего показателя по ЦА.
Урегулирование пограничных вопросов и снятие прежних ограничений создадут благоприятные условия для углубления торгово-экономического сотрудничества, развития транспортной взаимосвязанности и промышленной кооперации. Ожидается, что упрощение режима пересечения границ положительно скажется на развитии бизнеса, трансграничной торговли и расширении возможностей для трудовой миграции.
Кроме того, соглашение откроет новые перспективы для совместных инфраструктурных проектов, включая модернизацию транспортных коридоров, создание логистических центров
и развитие приграничных торгово-индустриальных зон. Это, в свою очередь, будет способствовать активизации экономической жизни, росту инвестиций и созданию новых рабочих мест, что особенно важно для динамично развивающейся Ферганской долины.
Таким образом, трёхсторонний саммит в Худжанде станет
не только логическим продолжением курса на укрепление регионального сотрудничества, но и важным сигналом всему миру
о том, что Центральная Азия готова самостоятельно решать сложные вопросы мирным путем, через диалог и взаимные договоренности.
Азамат Сулиманов,
Руководитель отдела ИСМИ
при Президенте Республики Узбекистан
Саидбек Маматкобилов,
Ведущий научный сотрудник ИСМИ
при Президенте Республики Узбекистан
Материалы по теме
24.04.2025 |
Центральная Азия и ССАГЗ: от исторических связей к стратегическому партнёрству
В последние годы отношения между Центральной Азией (ЦА) и Советом сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ) демонстрируют уверенную позитивную динамику. Экономические возможности стран ЦА
и ССАГЗ, дополняемые углублением политического диалога, взаимным интересом к культурно-историческим связям и выгодным геостратегическим расположением, усиливают стратегическую значимость данного формата партнерства.
|
18.04.2025 |
ССАГЗ – Центральная Азия: новая модель региональной дипломатии
В этом контексте формат сотрудничества между Советом сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ) и странами Центральной Азии (ЦА) представляет собой уникальную модель межрегионального взаимодействия. Уникальность данного формата заключается в том, что он объединяет два геостратегически важных региона, каждый из которых обладает собственной спецификой развития, но при этом имеет глубокие исторические, культурные и религиозные связи.
|
09.04.2025 |
Водная дипломатия Центральной Азии
Дефицит воды становится все более актуальной проблемой не только в Узбекистане, но и во всем мире. Изменение климата, современный экологический кризис и ситуации, которые не зависят от природы, повышают ценность живительной влаги и требуют осознанных целенаправленных действий по ее сбережению.
|
25.02.2025 |
Сотрудничество стран Центральной Азии в сфере обеспечения энергетической безопасности: проблемы и пути их решения
Сотрудничество стран Центральной Азии в сфере обеспечения энергетической безопасности: проблемы и пути их решения. Многие государства, ранее полагавшиеся исключительно на собственные ресурсы или налаженные поставки извне, сегодня вынуждены пересматривать свою энергетическую политику. Приоритеты смещаются в сторону повышения энергоэффективности, диверсификации источников энергии и более активного использования возобновляемых источников.
|
29.01.2025 |
УЗБЕКИСТАН - МАЛАЙЗИЯ: НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ТУРИЗМА
Узбекистан и Малайзия могут находиться в разных частях света, в Центральной Азии и Юго-Восточной Азии, но мы активно развиваем взаимовыгодное сотрудничество в различных областях. Туризм является ключевой сферой нашего партнерства. Несмотря на значительное географическое расстояние между нами, существует огромный потенциал для углубления связей в туристической отрасли, что, в свою очередь, принесет пользу экономике и будет способствовать культурному обмену. Туризм играет важную роль в экономике обеих стран, создавая рабочие места, способствуя развитию инфраструктуры и улучшая связи между двумя государствами.
|
04.11.2024 |
Роль Узбекистана в развитии прогресса и единства тюркского мира
В условиях глобальной турбулентности и поиска новых моделей международного сотрудничества, Узбекистан уверенно выдвигается на передний план в качестве ключевого игрока в Организации тюркских государств (ОТГ). Ташкент не просто переходит в диалог,
а активно формирует повестку дня, внедряя практические решения и инновационные подходы, которые находят отклик практически
у всех участников альянса.
|
04.11.2024 |
|
01.11.2024 |
Международные транспортные связи Узбекистана в рамках ОТГ развиваются ускоренными темпами
Обеспечение взаимосвязанности в сфере транспорта и коммуникаций играет важную роль в дальнейшем развитии экономических связей и общем развитии стран и регионов - членов Организации тюркских государств (ОТГ).
|
31.10.2024 |
Укрепление прав граждан в области свободы получения и распространения информации в Новом Узбекистане
В Узбекистане создана прочная правовая база для обеспечения свободы слова и информации, а также развития СМИ, совершенствования правовых основ деятельности и защиты профессиональных прав журналистов.
|
19.09.2024 |
Открытость и справедливость – главный фактор перемен в Новом Узбекистане
Реформы и изменения, осуществленные в Узбекистане в последние годы, определяют новый путь развития страны. В этом процессе открытость и справедливость выступают одними из главных факторов. Обеспечение прозрачности в государственном управлении и обществе, создание возможности свободного доступа к информации и учет мнения граждан является свидетельством существования открытости.
|