25.02.2025 10:25 156
Сотрудничество стран Центральной Азии в сфере обеспечения энергетической безопасности: проблемы и пути их решения. Многие государства, ранее полагавшиеся исключительно на собственные ресурсы или налаженные поставки извне, сегодня вынуждены пересматривать свою энергетическую политику. Приоритеты смещаются в сторону повышения энергоэффективности, диверсификации источников энергии и более активного использования возобновляемых источников.
На фоне этих глобальных тенденций Центральная Азия играет всё более значимую роль в обеспечении региональной и международной энергетической стабильности. Страны региона обладают уникальным энергетическим потенциалом, который формируется за счёт богатых запасов нефти, газа, угля, а также имеющихся возможностей для развития возобновляемой энергетики.
Так, в Казахстане и Туркменистане сосредоточена основная часть углеводородных ресурсов региона, позволяющих не только покрыть внутренние потребности, но увеличить экспортный потенциал. В частности, Казахстан обладает значительными балансовыми запасами нефти, достигающими порядка 4,4 млрд тонн. Астана активно сотрудничает с Россией и европейскими странами, экспортируя нефть через Каспийское море. В 2023 году объем поставок превысил 70 миллионов тонн нефти, что составляет 78% от общего производства (90 миллионов тонн).
В Туркменистане сосредоточены одни из крупнейших запасов природного газа в мире. Согласно обзору World Energy – 2023, подготовленного при поддержке British Petroleum, доказанные ресурсы газа в стране оцениваются в 13,6 трлн кубометров – четвертое место после России (37,6 трлн.), Ирана (32,1 трлн.) и Катара (24,7 трлн.). Вместе с тем, по данным туркменской стороны, запасы природного газа в стране составляют около 50 трлн кубометров.
По итогам 2023 года в Туркменистане добыто 80,6 млрд. кубометров природного газа, из них 48 млрд или 60% было экспортировано. Главными получателями туркменского газа являются Китай (по газопроводу «Центральная Азия – КНР») – 40 млрд. кубометров (83,3%), Россия (по газопроводу «Средняя Азия – Центр») – 5 млрд. кубометров (10,5%), Узбекистан – 1,5-2 млрд. кубометров (3,1-4,1%), Азербайджан (по своп-соглашению через Иран) – 1,5 млрд. кубометров (3,1%).
В свою очередь, Кыргызстан и Таджикистан имеют богатые гидроресурсы. Согласно данным Международного энергетического агентства, Таджикистан обладает огромным гидроэнергетическим потенциалом и занимает 8-е место в мире по этому показателю. Потенциальные возможности страны в генерации электричества на основе гидроэнергии составляют порядка 527 млрд. кВт.ч, технические – 317 млрд. кВт.ч.
По итогам 2023 года было выработано 22 млрд кВт.ч, что является рекордным показателем с момента обретения независимости. Наиболее значительным проектом в данной сфере выступает Рогунская ГЭС (предусматривается шесть гидроагрегатов общей мощностью 3600 МВт со среднегодовой выработкой 13,8 млрд кВт.ч), общая стоимость которой оценивается в $9 млрд, а ориентировочный срок запуска – 2032 г.
Кыргызстан также располагает значительными водными и гидроэнергетическими ресурсами, которые считаются одними из главных богатств страны. По потенциалу гидроресурсов и по их концентрации страна занимает третье место в СНГ после России и Таджикистана. Гидроэлектростанции в стране производят 93% электроэнергии.
В Кыргызстане действуют две ТЭЦ и более 30 ГЭС, в т.ч. Токтогульская, обеспечивающая 40% электроэнергии страны. По оценкам экспертов, в настоящее время КР использует лишь 10,5%, или 15 млрд. кВт.ч в год, гидроэнергетического потенциала – 142 млрд. кВт.ч.
Узбекистан входит в топ-20 по имеющимся запасам природного газа – около 1,8 триллиона кубометров. Доказанные запасы нефти невелики
и составляют около 100 млн тонн.
Страна обладает также огромным потенциалом в ВИЭ. По оценкам Международного энергетического агентства и Европейской экономической комиссии ООН, в Узбекистане совокупный потенциал ВИЭ для производства электроэнергии составляет 2091 млрд. кВт.ч. (в 30 раз выше годового потребления).
В частности, это обусловлено большим потенциалом страны в развитии солнечной энергетики и высоким уровнем инсоляции – более 300 солнечных дней в году.
Перспективы развития атомной энергетики в Центральной Азии
Развитие атомной энергетики в Центральной Азии заслуживает особого внимания. По оценкам специалистов, регион обладает примерно 20% мировых запасов урана, что делает атомную энергетику особенно привлекательной для стран этой части света.
Так, две крупнейшие экономики региона – Казахстан и Узбекистан начали работу по строительству АЭС на своей территории для достижения энергетической независимости, поддержки экономического роста и устранения загрязнения окружающей среды.
В настоящее время Узбекистан приступил к строительству атомной электростанции малой мощности. В мае 2024 года национальная Дирекция по строительству АЭС и компания «Атомстройэкспорт» (инжиниринговое подразделение «Росатома») заключили контракт на сооружение атомной электростанции малой мощности (АСММ). АСММ мощностью 330 МВт, состоящая из шести реакторов мощностью 55 МВт каждый, будет построена в Джизакской области рядом с озером Тузкан.
В свою очередь, в октябре 2024 года в Казахстане по итогам референдума было принято решение о реализации в стране проекта атомной электростанции полной мощности. При этом строительством АЭС, как заявило правительство Казахстана, будет заниматься международный консорциум.
Кыргызстан также проявляет интерес к развитию атомной энергетики.
В 2022 году правительство КР заключило меморандум с российским «Росатомом» об изучении возможности строительства в Кыргызстане двух АСММ по 50 МВт мощности каждая.
Ключевые проблемы энергетического сектора Центральной Азии
Между тем, несмотря на значительные запасы энергоресурсов, страны региона сталкиваются с рядом вызовов, таких как устаревшая инфраструктура, необходимость модернизации энергосистем и согласования межгосударственной политики в сфере водно-энергетических ресурсов.
Большинство энергетических объектов в регионе, включая электростанции и линии электропередач, были построены в советский период – более 30–50 лет, что приводит к низкой эффективности, высоким потерям в сетях и частым авариям.
Согласно оценкам, общий объем финансирования, необходимый для модернизации энергосистем Центральной Азии, составляет порядка 40-50 миллиардов долларов. Это включает реконструкцию линий электропередач и поддержку устойчивого энергоснабжения.
Кроме того, государства Центральной Азии имеют разные приоритеты в использовании водно-энергетических ресурсов Амударьи и Сырдарьи. Верхние страны стремятся использовать воду для выработки электроэнергии, что требует увеличения сбросов воды зимой, страны низовья, наоборот, заинтересованы в сохранении воды для летнего орошения.
К этим факторам добавляется также значительный рост населения и экономики в Центральной Азии, которые создают огромную нагрузку на энергетические системы стран региона.
Так, динамичное увеличение численности населения, которое достигло уже более 80 миллионов человек (ежегодный прирост составляет 1 млн чел.), сопровождается высоким приростом молодого населения: более 50% жителей региона младше 25 лет.
Урбанизация также набирает обороты. К примеру, доля городского населения в Казахстане и Узбекистане превышает 40%, что создает дополнительные нагрузки на энергосистемы.
Прогнозируется, что к 2030 году потребление электроэнергии в регионе вырастет на 30-40%, что требует значительных инвестиций в энергетическую инфраструктуру, включая строительство новых электростанций и модернизацию сетей. Только в Узбекистане ожидается ежегодный рост потребления электроэнергии на 7%.
Так, в настоящее время в ЦА производится около 250 млрд кВт.ч электроэнергии (в Казахстане – 113 млрд. кВт.ч, Узбекистане – 78 млрд кВт.ч, Туркменистане – 23 млрд. кВт.ч., Таджикистане – 22 млрд кВт.ч, Кыргызстане – 13,8 млрд кВт.ч.).
Кроме того, рост промышленности в ЦА также требует усиления энергетической поддержки. В последние годы промышленный сектор региона растет в среднем на 6,2%, что требует соответственно большего объема энергоресурсов. Более того, на шестой Консультативной встрече глав государств Центральной Азии был принят План промышленной кооперации, который направлен на развитие совместных проектов и улучшение экономической интеграции. В этой связи устойчивое обеспечение энергоресурсами становится ключевым условием для реализации этих масштабных задач.
В совокупности эти факторы усугубляют необходимость модернизации энергетической инфраструктуры.
Экологические проблемы также оказывают непосредственное влияние на обеспечение энергетической безопасности. Развитие энергетического сектора на основе ископаемых источников ведет к ухудшению состояния окружающей среды. Использование угля в Казахстане и Узбекистане создает высокие уровни загрязнения воздуха и требует перехода на более чистые источники энергии.
Наряду с этим страны региона продолжают оставаться зависимыми от внешних поставок, что делает их уязвимыми к колебаниям цен на мировых рынках, вынуждая искать пути для диверсификации своих энергетических источников и маршрутов.
Указанные проблемы требуют комплексного подхода, основанного на балансе национальных интересов и региональном сотрудничестве.
От национальных инициатив к региональной синергии: комплексный подход к энергетической безопасности Центральной Азии
В этих условиях в целях обеспечения устойчивости энергосистем государства Центральной Азии проводят последовательную работу, как на национальном, так и региональном уровнях. В частности, каждая страна региона разрабатывает и реализует национальные стратегии, направленные на повышение энергоэффективности и развитие ВИЭ.
Например, Казахстан в рамках своей «Зеленой стратегии» развивает проекты по использованию ВИЭ и модернизации инфраструктуры для сокращения потерь энергии. Туркменистан расширяет газотранспортную систему, ориентируясь на диверсификацию экспортных маршрутов
и укрепление энергетических связей с соседними государствами.
Кыргызстан и Таджикистан сосредоточены на привлечении инвесторов для строительства новых ГЭС и модернизации существующих, что позволит обеспечить бесперебойное электроснабжение даже в условиях растущего спроса.
В свою очередь, Узбекистаном реализуется ряд инициатив, направленных на укрепление энергетической безопасности, где диверсификация источников энергии становится ключевым элементом. Особый акцент делается на развитии солнечной и ветровой энергетики.
К 2030 году планируется довести мощность источников «зеленой» энергии до 20 ГВт (ветровые, солнечные электростанции, солнечные фотоэлектрические панели и микроГЭСы), которые могут вырабатывать до 50 млрд кВт.ч электроэнергии в год, способствуя экономии около 25 млрд кубометров природного газа, а также сокращая вредные выбросы в атмосферу на 34 млн тонн.
Следует отметить, что развитие ВИЭ в Узбекистане происходит полномасштабно. С 2019 года в области «зеленой энергетики» были запущены крупные солнечные и ветровые электростанции общей мощностью 3500 МВт равной 10 млрд кВт.ч, что позволило увеличить долю «зеленой энергии» в энергосистеме до 16%.
Кроме того, в стране до 2030 года будут построены дополнительные «зеленые мощности» на 19 000 МВт, доля возобновляемой энергии будет увеличена до 54%.
Уже к 2025 году планируется ввести 18 солнечных и ветровых станций мощностью 3500 МВт, а также систем хранения энергии мощностью 1800 МВт.
Кроме того, в стране начата широкомасштабная программа «Солнечный дом», согласно которой жителям разрешено устанавливать в своих домах солнечные панели, мощностью до 50 кВт.
Рассматривается вопрос внедрения «агровольтаики» – установки фермерами фотопанелей на полях с целью генерации энергии для своих нужд.
Узбекистан также активно работает над укреплением связей с соседними странами в энергетической отрасли. Например, в 2022 году было подписано несколько соглашений о совместном использовании гидроресурсов с Кыргызстаном и Таджикистаном, что позволяет оптимизировать использование водных ресурсов и повысить эффективность энергетических систем.
Предпринимаются усилия и на общерегиональном уровне. Сегодня в Центральной Азии функционирует и развивается Единое энергетическое кольцо. Регион может не только обеспечивать собственные потребности, но и экспортировать электроэнергию в такие направления, как Южная Азия и Европа.
Развитие единого энергетического пространства Центральной Азии является стратегическим приоритетом, так как страны региона обладают значительными энергоресурсами, которые могут эффективно взаимодополнять друг друга.
Главы государств Центральной Азии неоднократно подчеркивали важность сотрудничества в этой сфере, подтверждая готовность укреплять энергетическую интеграцию. Единое энергетическое кольцо, функционирующее в регионе, позволяет не только удовлетворять потребности стран, но и обеспечивать экспорт электроэнергии в такие перспективные направления, как Южная Азия и Европа.
В качестве успешных примеров регионального сотрудничества можно привести:
– Камбаратинскую ГЭС-1 (мощность 1860 МВт) – достигнута договоренность между Узбекистаном, Кыргызстаном и Казахстаном о совместном строительстве объекта, что повысит энергетическую безопасность региона;
– Яванскую ГЭС (мощность 140 МВт) – совместный проект Узбекистана и Таджикистана для повышения энергообеспечения двух стран;
– региональную программу «Зеленая повестка» для Центральной Азии, согласованную странами региона, которая заложила основу для перехода к устойчивой энергетике, включая развитие ВИЭ;
– встречу министров энергетики стран Центральной Азии в Астане (августа 2024 г.), подтвердившую высокий уровень заинтересованности в координации энергетических политик и совместной работе над проектами, направленными на модернизацию инфраструктуры и повышение энергоэффективности;
– принятие концепции развития региональной кооперации «Центральная Азия-2040», в которой в том числе отражена приверженность проведению совместных действий в энергетической сфере для обеспечения устойчивости развития региона.
Однако для реализации этих амбициозных проектов необходимо предпринять меры, которые обеспечат координацию усилий для привлечения инвестиций и стимулирования новых технологических решений.
В этой связи развитие общего энергорынка Центральной Азии позволило бы эффективно использовать потенциал региона, повысить его безопасность в сфере энергоснабжения и сделать крупным игроком на глобальном рынке энергоресурсов.
В то же время, несмотря на субсидии и продвижение ВИЭ, их доля в мировом топливном балансе за последние 50 лет достигла лишь 18,5%, в то время как на ископаемое топливо приходится 81,5% мировой энергии.
Кроме того, использование возобновляемой энергетики продолжает оставаться дороже, чем углеводородов, что препятствует полноценному энергетическому переходу. Она используется в основном для производства электроэнергии и не может выступать заменой ископаемому топливу применительно в отраслях промышленности.
Несмотря на активное развитие и значительный потенциал ВИЭ, странам Центральной Азии не следует ограничиваться только «зеленой» энергетикой. Для обеспечения долгосрочной энергетической безопасности и устойчивости необходимо параллельно развивать традиционные источники энергии, включая геологоразведку нефти, газа и угля.
Баланс энергетического разнообразия важен для:
– стабильности энергоснабжения. ВИЭ зависят от погодных условий, тогда как ископаемые ресурсы обеспечивают надежную базовую нагрузку;
– экономического роста. Разведка и добыча полезных ископаемых способствуют росту промышленности и экспорту энергоресурсов;
– переходного периода. Для постепенного перехода на низкоуглеродные технологии странам потребуется использование традиционных энергоресурсов в качестве «моста».
Учитывая богатые природные ресурсы региона, включая неосвоенные месторождения углеводородов, геологоразведка остается стратегически важным направлением. Баланс между ВИЭ и традиционными источниками станет залогом энергетической устойчивости региона в условиях глобальных вызовов.
В целях дальнейшего углубления регионального сотрудничества в области обеспечения энергетической безопасности, необходимо выделить следующие ключевые направления, в которых страны Центральной Азии могли бы активизировать совместные усилия.
Во-первых, приоритетной задачей является реализация мер в энергетической отрасли, которые будут учитывать, как экономические, так и экологические аспекты (в т.ч. создание и обновление стратегий, концепций как на национальном, так и на региональном уровнях). Это в свою очередь позволит минимизировать риски и повысить устойчивость к изменениям.
Во-вторых, существует объективная необходимость внедрения программ по обучению и повышению квалификации специалистов в области ВИЭ, поскольку кадровый дефицит является одной из ключевых проблем для развития сектора.
В большинстве стран Центральной Азии ощущается нехватка специалистов с навыками проектирования, строительства и эксплуатации объектов ВИЭ, а также инженеров, способных адаптировать и разрабатывать местные технологии.
Это приводит к зависимости от иностранных экспертов и технологий, увеличению стоимости проектов и замедлению их реализации.
Внедрение образовательных программ и повышение квалификации специалистов не только обеспечит подготовку кадров, но и ускорит развитие местных технологий, что укрепит энергетическую устойчивость региона и создаст условия для эффективного внедрения ВИЭ.
В-третьих, востребованным становится привлечение иностранных инвестиций в модернизацию энергетической инфраструктуры и внедрение новых технологий, способствующих повышению энергоэффективности.
Создание специализированных фондов для поддержки стартапов в области чистой энергетики может значительно улучшить ситуацию и ускорить внедрение инновационных решений.
Кроме того, для ускоренного развития энергетической инфраструктуры Центральной Азии необходимо активно продвигать сотрудничество с внерегиональными акторами в формате «ЦА+», что позволит привлекать дополнительные инвестиции, внедрять передовые технологии и обеспечивать устойчивое развитие энергетики региона.
Взаимодействие с крупными международными организациями, такими как Всемирный банк, Азиатский банк развития и Европейский банк реконструкции и развития, а также привлечение частных инвесторов, поможет реализовать масштабные проекты по модернизации энергетических систем, развитию ВИЭ и улучшению энергоэффективности, что в свою очередь повысит энергетическую безопасность и устойчивость стран Центральной Азии в условиях глобальных изменений.
В-четвертых, перспективным представляется создание многосторонних платформ для обсуждения энергетических вопросов и совместного использования ресурсов.
Региональные соглашения по управлению водными ресурсами могут способствовать более эффективному распределению гидроресурсов
и электроэнергии, а также содействовать решению водно-энергетических вопросов между странами.
В-пятых, актуальной является активизация регионального сотрудничества в вопросах геологоразведки и эффективного использования минерально-сырьевых ресурсов.
Региональные соглашения в этой области могут способствовать более рациональному освоению энергетических запасов, улучшению промышленной кооперации и снижению экономической зависимости от импорта энергоресурсов из третьих стран.
Таким образом, энергетическая безопасность стран Центральной Азии требует комплексного подхода и активного сотрудничества на региональном уровне. В свою очередь, решение текущих проблем обеспечит устойчивое развитие региона, повысит его стратегическую значимость на глобальной арене и создаст условия для более эффективного использования имеющихся энергетических ресурсов.
Саидбек Маматкобилов,
Ведущий научный сотрудник Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан
Материалы по теме
24.04.2025 |
Центральная Азия и ССАГЗ: от исторических связей к стратегическому партнёрству
В последние годы отношения между Центральной Азией (ЦА) и Советом сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ) демонстрируют уверенную позитивную динамику. Экономические возможности стран ЦА
и ССАГЗ, дополняемые углублением политического диалога, взаимным интересом к культурно-историческим связям и выгодным геостратегическим расположением, усиливают стратегическую значимость данного формата партнерства.
|
18.04.2025 |
ССАГЗ – Центральная Азия: новая модель региональной дипломатии
В этом контексте формат сотрудничества между Советом сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ) и странами Центральной Азии (ЦА) представляет собой уникальную модель межрегионального взаимодействия. Уникальность данного формата заключается в том, что он объединяет два геостратегически важных региона, каждый из которых обладает собственной спецификой развития, но при этом имеет глубокие исторические, культурные и религиозные связи.
|
09.04.2025 |
Водная дипломатия Центральной Азии
Дефицит воды становится все более актуальной проблемой не только в Узбекистане, но и во всем мире. Изменение климата, современный экологический кризис и ситуации, которые не зависят от природы, повышают ценность живительной влаги и требуют осознанных целенаправленных действий по ее сбережению.
|
29.03.2025 |
Исторический саммит в Худжанде: новый этап регионального сотрудничества
31 марта в Худжанде состоится поистине историческое событие – саммит лидеров Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана.
По его итогам главы государств подпишут Договор о точке стыка государственных границ, что говорит о твердой решимости превратить государственные границы в зону мира, стабильности и совместного развития, способствующую укреплению безопасности и процветания всего региона.
|
29.01.2025 |
УЗБЕКИСТАН - МАЛАЙЗИЯ: НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ТУРИЗМА
Узбекистан и Малайзия могут находиться в разных частях света, в Центральной Азии и Юго-Восточной Азии, но мы активно развиваем взаимовыгодное сотрудничество в различных областях. Туризм является ключевой сферой нашего партнерства. Несмотря на значительное географическое расстояние между нами, существует огромный потенциал для углубления связей в туристической отрасли, что, в свою очередь, принесет пользу экономике и будет способствовать культурному обмену. Туризм играет важную роль в экономике обеих стран, создавая рабочие места, способствуя развитию инфраструктуры и улучшая связи между двумя государствами.
|
04.11.2024 |
Роль Узбекистана в развитии прогресса и единства тюркского мира
В условиях глобальной турбулентности и поиска новых моделей международного сотрудничества, Узбекистан уверенно выдвигается на передний план в качестве ключевого игрока в Организации тюркских государств (ОТГ). Ташкент не просто переходит в диалог,
а активно формирует повестку дня, внедряя практические решения и инновационные подходы, которые находят отклик практически
у всех участников альянса.
|
04.11.2024 |
|
01.11.2024 |
Международные транспортные связи Узбекистана в рамках ОТГ развиваются ускоренными темпами
Обеспечение взаимосвязанности в сфере транспорта и коммуникаций играет важную роль в дальнейшем развитии экономических связей и общем развитии стран и регионов - членов Организации тюркских государств (ОТГ).
|
31.10.2024 |
Укрепление прав граждан в области свободы получения и распространения информации в Новом Узбекистане
В Узбекистане создана прочная правовая база для обеспечения свободы слова и информации, а также развития СМИ, совершенствования правовых основ деятельности и защиты профессиональных прав журналистов.
|
19.09.2024 |
Открытость и справедливость – главный фактор перемен в Новом Узбекистане
Реформы и изменения, осуществленные в Узбекистане в последние годы, определяют новый путь развития страны. В этом процессе открытость и справедливость выступают одними из главных факторов. Обеспечение прозрачности в государственном управлении и обществе, создание возможности свободного доступа к информации и учет мнения граждан является свидетельством существования открытости.
|