08.09.2021 10:21 Дилбар Суюнова Доктор юридических наук, и. о. профессора кафедры ТГЮУ 592

Новый Узбекистан: реализация масштабных реформ и демократических преобразований

Народ Узбекистана на днях широко отметил самый светлый праздник в своей истории - 30-летие Независимости. Все что сделано за сравнительно небольшой период, - это результат самоотверженного труда узбекского народа, его надежды, чаяния и вера в светлое будущее.



Сегодня в узбекских и зарубежных СМИ активно обсуждается содержательное интервью Президента Шавката Мирзиёева главному редактору газеты «Янги Узбекистон». Лидер государства, анализируя исторический путь страны за годы независимости, справедливо отметил мужество узбекского народа, благородство, непоколебимую волю и огромный потенциал, которые позволили за прошедший период достигнуть больших успехов в осуществлении масштабных реформ и демократических преобразований в республике.
«Сегодня Узбекистан - страна демократических преобразований, больших возможностей и практических дел. Считаю, что этот процесс - важнейший результат проводимых реформ. Ведь четкость поставленной цели - ключевой фактор, обеспечивающий эффективность действий» - подчеркнул Президент. Цель дальнейших реформ в построении Нового Узбекистана наглядно определена в важном документе - Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах.
В канун празднования Независимости с уверенностью можем констатировать рекордные результаты широкомасштабных реформ за последние годы в области государственного и общественного строительства, обеспечения верховенства закона и реформирования судебно-правовой системы, развития и либерализации экономики, совершенствования социальной сферы, а также обеспечения безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, осуществления конструктивной внешней политики. Во всех сферах общественной жизни, будь то экономика, образование, наука, здравоохранение, дошкольное воспитание, культура, спорт, туризм, произошли глубокие, многогранные изменения, позволившие поднять рейтинг Узбекистана, обеспечить вхождение государства в число демократически развитых стран с устойчиво развивающейся экономикой, достойным уровнем жизни населения.
Руководитель страны справедливо отметил: граждане Узбекистана все больше осознают тот факт, что политический, правовой, социально-экономический имидж общества стремительно меняется, и в жизни формируются новые взгляды, возможности и ценности. Именно поэтому слова «Новый Узбекистан» и «Третий Ренессанс» гармонично резонируют и вдохновляют народ на пути к великим целям.
Нас, работников сферы высшего образования, глубоко затронули высказывания главы государства о ценности науки, просвещения и национальной идентичности. История Узбекистана славится предками, которые под знаменем джадидизма ратовали за развитие науки и культуры, дабы вывести народ на путь просвещения. Их благородные устремления сохранились и живы по сей день.
Сегодня, говоря о переменах в сфере высшего образования и науки, мы отмечаем значимость реформ, которые произошли в ней за последние пять лет. Введение электронного дистанционного обучения, внедрение в этот процесс ИКТ, открытость и прозрачность при поступлении в вузы, реализация планов по осуществлению кредитно-модульной системы (КМС) -  далеко не полный перечень преобразований. При этом следует отметить один из важнейших аспектов - отмену принудительного труда школьников и студентов по сбору урожая хлопка - такие факты сегодня кажутся немыслимыми. А ведь шесть-семь лет назад считалось нормой: вместо того, чтобы осваивать научные основы, учащаяся молодежь месяцами вручную собирала хлопок.
Новый Узбекистан предоставил студентам все возможности для овладения знаниями, практическими навыками, реализации своих идей и замыслов. К примеру, в соответствии с Положением о порядке контроля и критериях оценки знаний студентов в Ташкентском государственном юридическом университете в условиях модульной системы обучения вузом внедрена и поэтапно осуществляется КМС.
В ТГЮУ действует программа по активизации сотрудничества, обмена профессорско-преподавательским составом с ведущими образовательными учреждениями развитых зарубежных государств.  Студентам университета предоставлено право выбора предмета обучения по специальности, появились возможности продолжить обучение в магистратуре в ведущих иностранных вузах. Конечно, для будущих юристов важно не только понять и усвоить информацию по предмету, но и овладеть способами ее применения на практике, чтобы научиться принимать решения и составлять процессуальные документы.
В этих целях университетом организованы и применяются интерактивные формы и методы работы студентов под руководством преподавателя (тьютора). Например, постановка учебных судебных процессов (moot court). Налажена связь университета с правоохранительными и судебными органами респуб­лики, которые оказывают реальную помощь во внедрении практических навыков у будущих юристов, организуют для студентов выездные судебные заседания в здании университета, предоставляют архивные материалы и статистические данные для исследований, что, несомненно, обеспечивает тесное взаимодействие образования, науки и правоприменительной практики.
Как отмечено в интервью руководителя Узбекистана: «За последние пять лет в 3 раза увеличены квоты приема в вузы, в текущем году возможность стать студентами имеют 182 тысячи молодых людей. Это означает, что общий охват достиг 28 процентов. Судите сами: 4 года назад этот показатель составлял всего 9 процентов. Примером практического внимания, направленного на обеспечение будущего молодежи, является увеличение количества государственных грантов с 21 тысячи до 47 тысяч. Продолжая свой прошлогодний опыт, в этом учебном году мы выделили девушкам из нуждающихся семей две тысячи грантов на учебу в вузах».
Все эти преобразования, безусловно, являются результатом проводимых в стране реформ в сфере высшего образования, развития науки и процесса обучения, что в конечном итоге, несомненно, окажет содействие по включению национальных высших учебных заведений в рейтинги международно признанных образовательных учреждений и повышению уровня кадрового потенциала страны.
Особое внимание в своем интервью глава государства обратил на вопрос гендерного равенства. Президент отметил: «В стране, где женщины имеют равные права с мужчинами во всех сферах и отраслях, где их высоко уважают и почитают, всегда будут царить мир и согласие, развитие и процветание».
Специальным законодательным актом, регулирующим отношения в сфере гендерного равенства, является Закон Республики Узбекистан «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин».
В стране согласно этому документу организована Комиссия по вопросам обеспечения гендерного равенства Республики Узбекистан, а в госорганах создаются консультационные советы для обеспечения гендерного равенства в трудовых коллективах.
Отвечая на вопрос о наиболее важных задачах на нынешнем этапе развития страны, Президент в интервью определил шесть приоритетных задач, которые предстоит выполнить в будущем.
Первым приоритетом справедливо определена социальная политика государства, в основе которой -  повышение благосостояния граждан и уровня их жизни, создание рабочих мест, источников дохода, сокращение бедности, развитие сел и городов.
Президент отметил, что за последние несколько лет в стране создана совершенно новая и уникальная система решения социальных проб­лем. Внедрены своеобразные методы работы для поддержки уязвимых слоев населения: «железная», «женская» и «молодежная» тетради, «махаллабай» и «хонадонбай».  В результате таких новшеств мы узнаем о проблемах каждой семьи и гражданина, нуждающихся в помощи. Местные органы власти делают все возможное, чтобы решить эти проблемы своевременно и эффективно.
Повышение конкурентоспособности экономики - второе приоритетное направление Нового Узбекистана, которое определил глава государства. Республика обладает богатыми полезными ископаемыми. У нас строятся высокотехнологичные современные производства. Отмечено, что важно создать гарантии, обеспечивающие прозрачность и эффективность продажи государственных активов, а также широкое участие общественности в этих процессах.
Третьим приоритетом обоснованно определены поддержка предпринимательства и защита частной собственности. Для устранения недостатков в этой сфере, как справедливо отметил Президент, необходимы дальнейшая либерализация экономики, расширение среды открытости и прозрачности, общественный контроль за деятельностью органов и должностных лиц, в функции которых входит обслуживание предпринимателей.
Четвертый приоритет - развитие сельского хозяйства, комплексной и систематической трансформации аграрного сектора. «Наша цель - сделать его одним из основных драйверов экономики», - отметил Президент.
Определяя пятым приоритетом защиту здоровья и жизни народа во время пандемии, руководитель страны отметил, что для борьбы с коронавирусом проведены такие беспрецедентные меры, как расширение дистанционного обслуживания во всех медицинских учреждениях, переход поликлиник и больниц на элект­ронное делопроизводство, внедрение телемедицины в специализированных центрах и их филиалах, дальнейшее увеличение возможностей диагнос­тики и лечения на местах.
Повышение медицинской культуры населения, повсеместная пропаганда здорового образа жизни среди людей - актуальные задачи не только в данной области, но и общества в целом. Каждый должен в первую очередь подумать и позаботиться о своем здоровье. Это особенно важно в то время, когда пандемия COVID-19 продолжается во всем мире, в том числе и в Узбекистане.
Существенное значение для общества имеет духовно-просветительская деятельность, которую руководитель страны определил шестым приоритетом развития государства. Отмечено, что строительство Нового Узбекистана является продолжением независимого национального развития на новом этапе, с еще более глубоким изучением древней и новейшей истории Узбекистана, уникального культурного достояния.
В целях изучения и популяризации научного и духовного наследия великих богословов и мыслителей Узбекистана, внесших неоценимый вклад в развитие исламской цивилизации, осуществляют деятельность международные научно-исследовательские центры Имама Бухари в Самарканде и Имама Термизи в Сурхандарье, а также Международная исламская академия Узбеки­стана в Ташкенте и Международный научно-исследовательский центр Имама Матуриди.
Особое место в интервью руководителя страны отведено вопросу искоренения коррупции.
Узбекистан, 7 июля 2008-го присое­динившись к Конвенции ООН против коррупции и ратифицировав ее 28 августа того же года, ведет активную борьбу с этим злом на всех уровнях общественной жизни.
За последние несколько лет Узбеки­стан осуществил ряд ключевых реформ в сфере антикоррупционной политики. В частности, принят Закон «О противодействии коррупции», определивший правовые основы деятельности в этой сфере и механизмы имплементации антикоррупционных мер. Его исполнение было поддержано национальными и ведомственными планами действий, которые обновлялись и публиковались на регулярной основе. Заявления Узбекистана о готовности бороться с данным негативным явлением позитивно повлияли на увеличение открытости и прозрачности деятельности органов государственной и местной власти, а также на развитие отношений с представителями негосударственного сектора.
Сегодня в Узбекистане проведены широкомасштабные мероприятия по антикоррупционному просвещению и обучению. В этом заметна роль государственных органов, которые сотрудничают в сфере с представителями гражданского общества и предпринимателями. На национальном уровне и в областях созданы межведомственные комиссии по противодействию коррупции, деятельность которых эффективно координирует общие антикоррупционные усилия, а результаты анализируются.
Следует отметить усилия Узбекистана, направленные на внедрение во все сферы жизни информационно-коммуникационных технологий, образование системы «электронное правительство», цель которых - оказание оперативных услуг населению, обеспечение прозрачности в деятельности государственных органов. Развитие данного института, безусловно, оказывает антикоррупционный эффект, что предопределяет необходимость его дальнейшего развития.
Значимым событием в сфере противодействия коррупции, придания антикоррупционной политике государства стратегического характера стало подписание главой государства Указа «О мерах по созданию среды нетерпимого отношения к коррупции, кардинальному сокращению коррупционных факторов в государственном и общественном управлении, а также широкому вовлечению общественности в этот процесс» от 6 июля 2021 года, в котором поставлены задачи по коренному повышению эффективности борьбы с коррупцией, созданию действенной системы выявления и устранения причин и условий коррупционных проявлений.
В соответствии с Указом с 1 января 2022 года в Узбекистане вводится система обязательного декларирования доходов и имущества госслужащих, руководителей и заместителей предприятий и учреждений с государственной долей свыше 50 процентов, а также их супругов и несовершеннолетних детей.
Документом также определено, что непринятие мер по раскрытию и предотвращению конфликта интересов (ситуация, которая влияет или может повлиять на объективное и беспристрастное выполнение должностным лицом своих обязательств в отношении личных интересов) влечет за собой ответственность в установленном порядке согласно новым законопроектам, которые предусмотрено принять в ближайшем будущем. К примеру, новые требования к вводимой системе будут закреплены в законах «О декларировании доходов и имущества государственных служащих», «Об урегулировании конф­ликта интересов».
Лидер страны также утвердил Государственную программу по противодействию коррупции на 2021-2022 годы, в которой четко обозначены мероприятия, направленные на совершенствование механизмов противодействия данному злу, деятельности антикоррупционных структур, снижение коррупционных рисков в сфере госзакупок и предотвращение конф­ликтов интересов, внедрение международных стандартов и укрепление сотрудничества в этой области, обеспечение открытости деятельности госорганов, осуществление пропагандистской работы по борьбе  с коррупцией.
Следует отметить, что весь народ причастен к реформам и преобразованиям, которые открыли Узбекистан миру. Поэтому главная цель, как верно отметил лидер страны, - обеспечение прав и свобод, законных интересов каждого человека, достижение более свободной и благополучной жизни народа.
Глава государства в завершение интервью отметил: «Уверен, что сплотившись во имя устойчивого развития и прекрасного будущего любимой Родины, мы все свои силы и энергию, знания и опыт направим на эффективное использование этой возможности, достижение наших великих, благородных целей. Несомненно, Новый Узбекистан станет мощным, процветающим государством, занимающим достойное место на мировой арене.  И я призываю всех соотечественников стать его активными созидателями».
Узбекистан с уникальным историческим наследием, высоким кадровым потенциалом, богатыми природными ресурсами, развивающейся экономикой, сильным, уверенным лидером, безусловно, достигнет еще больших высот и признания во всем мире.
 
Дилбар Суюнова
Доктор юридических наук, и. о. профессора кафедры ТГЮУ

 
Материалы по теме
05.02.2024 Узбекистан укрепляет позиции в Глобальном инновационном индексе
В Стратегии развития Нового Узбекистана поставлена задача улучшения позиции страны в Глобальном инновационном индексе (ГИИ) и включения до 2030 года в топ-50 стран рейтинга. Для достижения этой задачи обозначены: улучшение позиции Узбекистана в индикаторах, по которым раньше занимали низкие места, создание широких возможностей по всем направлениям для реализации инновационных проектов, внедрение современных механизмов поддерж¬ки исследований и инновационных инициатив. Как результат, в течение нескольких последних лет Узбекистан впервые занял место в Глобальном инновационном индексе («The Global Innovation Index» — GII).
25.06.2023 Конституционные реформы Президента Узбекистана как фактор обеспечения устойчивости Центральной Азии
Послание Президента Узбекистана к парламенту в декабре 2022 года стало одним из главных политических событий прошлого года, которое обозначило не только важнейшие задачи и главные направления работы всех ветвей власти на 2023 год, но и определило ключевые приоритеты дальнейшего реформирования и модернизации Узбекистана на предстоящий период.
14.04.2023 Узбекистан: Сформировать к коррупции нетерпимое отношение
Международная негосударственная организация «Transparency International» объявила результаты Индекса восприятия коррупции на 2022 год. Наша страна с 31 баллом заняла в нем 126-е место среди 180 государств и, увеличив количество баллов на три, смогла улучшить свою позицию на 14 строчек (в 2021 году — 140-е место). Узбекистан как государство, показывающее за последние шесть лет темпы роста в этом индексе, отмечен в ряду стран Восточной Европы и региона Центральной Азии, системно осуществляющих антикоррупционные реформы. Такой рост является положительным результатом работы в сфере противодействия коррупции.
04.12.2021 Новый Узбекистан - новое видение. 7 направлений развития Узбекистана
В своей инаугурационной речи вновь избранный Президент Узбекистана Шавкат Миромонович Мирзиёев выдвинул новое видение страны. По своим масштабам, срокам и глубине изменений, Узбекистан в своем развитии в самом ближайшем времени может превзойти самые смелые ожидания и надежды его граждан. Президентская «Стратегия развития Нового Узбекистана», представляющая собой концепцию из 7 направлений, своей главной целью ставит соз(и)дание «народного государства».
20.05.2020 УЗБЕКИСТАН – ПЕРЕКРЕСТОК КУЛЬТУР
На протяжении многих веков на древней и благодатной узбекской земле в мире и согласии жили представители разных этносов, культур и религий. Гостеприимство, доброта, щедрость души и подлинная толерантность всегда были присущи узбекскому народу и стали основой его менталитета.