30.04.2024 00:06 52

Узбекистан: дипломатия межрегионального сотрудничества

Конституция Республики Узбекистан в новой редакции, принятая по итогам всенародного референдума год назад, определила вектор развития страны на десятилетия вперёд. Основной закон, по признанию авторитетных международных экспертов, способствует упрочению государственной независимости нашей страны, повышению ее международного авторитета, укреплению дружественных и взаимовыгодных политических и экономических отношений Узбекистана с зарубежными государствами и международными организациями.



Новеллой Конституции в том числе стала статья 18, которая гласит: «Республика Узбекистан осуществляет миролюбивую внешнюю политику, направленную на всемерное развитие двусторонних и многосторонних отношений с государствами и международными организациями». Эту конституционную норму продиктовала внешнеполитическая стратегия республики, которая обрела новые акценты в сфере налаживания политических связей, взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества, привлечения иностранных инвестиций, активного взаимодействия в сфере культурно-гуманитарных обменов и межрегиональной кооперации (прежде всего с соседними государствами) на основе равноправия и взаимной поддержки, мира и согласия.
В условиях непредсказуемой глобальной обстановки сотрудничество стран Центральной Азии, их объединенный голос в международных организациях, в том числе в ООН, регулярные Консультативные встречи глав государств, встречи лидеров стран и министров иностранных дел в формате «ЦА+» стали востребованной площадкой для взаимного диалога на благо процветания региона. Можно сказать, что конструктивные решения пограничных вопросов Узбекистана с соседями является показателем динамики интенсивности развития центральноазиатского сотрудничества, включая межрегиональное сотрудничество между областями и городами, которые является логическим продолжением внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности нашего государства. Это вполне объяснимо, так как люди на приграничных территориях веками жили по соседству, лучше знают друг друга, между ними сложились тесные родственные и дружеские связи.
По мнению экспертов, процветание Узбекистана неразрывно связано с устойчивым развитием Центральной Азии. В этом контексте наша республика выступает за превращение ЦА в один из важных центров экономического роста и инвестиционной активности, неотъемлемое звено межрегиональной взаимосвязанности и глобальной цепочки добавленной стоимости. А в Стратегии «Узбекистан–2030» определены задачи по укреплению в обществе атмосферы межнационального согласия и развитию дружественных связей с зарубежными странами, включая сотрудничество между регионами (побратимские связи).
Первые формальные попытки развивать городскую дипломатию были предприняты в XIX веке. В те времена в дипломатию была вовлечена маленькая группа городов и только на рубеже тысячелетий это стало гораздо более распространённым явлением. В 1957 году представители городов-побратимов создали Всемирную федерацию породнённых городов (ВФПГ), которая затем вошла в международную организацию Объединённые города и местные власти (ОГМВ), чья штаб-квартира находится в Барселоне (Испания). Членами ОГМВ являются 141 из 191 страны-участниц ООН. Это единственная организации местных властей, аффилированная с ООН.
Международные связи регионов, как правило, не включают в себя политические, дипломатические, консульские и военные связи, которые являются прерогативой государства. Они осуществляются в области экономики, науки, техники, экологии, культуры, образования. Партнерами регионов на международной арене могут быть регионы зарубежных стран, иностранные юридические и физические лица. Вступать в международные связи регионы могут только с разрешения государства, которое наделяет их соответствующими полномочиями.
Основополагающее правовое регулирование межрегионального сотрудничества предусмотрены в Конституции, в законодательстве в области внешнеполитической деятельности, международных договорах Республики Узбекистан. Межгосударственные договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, межправительственные соглашения о межрегиональном сотрудничестве, соглашения между административно-территориальными единицами о партнерстве напрямую затрагивают правовые аспекты кооперационных связей. Например, Договор между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи скрепил норму о сотрудничестве между административно-территориальными субъектами двух государств:
В Соглашении о партнёрстве и сотрудничестве между Узбекистаном и Европейским союзом особое внимание придается мероприятиям, направленным на поддержание и развитие регионального сотрудничества.
В целях эффективного решения приоритетных вопросов узбекско-кыргызского двустороннего сотрудничества и вывода отношений между двумя странами на качественно новый уровень 6 сентября 2017 года правительства двух стран учредили Совет хокимов приграничных областей Республики Узбекистан и полномочных представителей Правительства Кыргызской Республики в приграничных областях под патронажем премьер-министров двух стран.
Республика Узбекистан заключила соглашения о межрегиональном сотрудничестве со многими соседними государствами – Азербайджаном, Беларусью, Венгрией, Россией и другими странами. Узбекистан заинтересован использовать имеющийся потенциал межрегионального сотрудничества на пути расширения и упрочения взаимной торговли и привлечения инвестиций с зарубежными партнерами. В них закреплено положение о том, что регионы и их компетентные органы в соответствии с законодательством своих государств и международными договорами, участниками которых являются их государства способствуют расширению и развитию взаимовыгодного межрегионального сотрудничества в торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах, сельского хозяйства, здравоохранения, туризма и охраны окружающей среды, а также в других направлениях.
Плодотворной площадкой сотрудничества стали межрегиональные форумы, где регионы нашей страны представляют свои товары, а по итогам встреч в формате B2B и G2B подписываются пакеты торговых и инвестиционных соглашений. В рамках подобных мероприятий организуются выставки товаров, произведенных в разных регионах Узбекистана. На сегодня Узбекистан провел два форума с Беларусью, один - с Китаем и три - с Россией.
Следует отметить, что встречи представителей регионов Узбекистана с зарубежными партнерами проходят на регулярной основе и нацелены на достижение конкретных практических результатов по укреплению двусторонних связей в сфере торговли и экономики, взаимодействия в науке, образовании, культуре, спорте и туризме, способствуют развитию промышленной и сельскохозяйственной кооперации,
Важным результатом двустороннего сотрудничества является правовое оформление отношений побратимских связей между областями (городами) Узбекистана и зарубежных государств. За последние два года Ташкент заключил соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Дохой (Катар) и Минском (Беларусь), а Бухарская область - с иранской провинцией Хамадан. Прочные связи установлены также между регионами Узбекистана и КНР: Самаркандом и Циндао, Ташкентской областью и Синьцзян-Уйгурским автономным районом, Сырдарьинской областью и провинцией Шэньси.
Узбекистан активно взаимодействует с партнерами в Совете по межрегиональному и приграничному сотрудничеству государств - участников Содружества Независимых Государств. По данным Исполнительного комитета СНГ, наша страна заключила около ста соглашений между регионами Узбекистана и регионами стран Содружества.
Как видно, за годы государственной независимости Узбекистан уверенно развивает и уже имеет солидную договорно-правовую базу в сфере межрегионального сотрудничества, опирающуюся на Конституцию и общепризнанные принципы и нормы международного права. Они являются важным звеном межгосударственных отношений и свидетельством миролюбивой политики нашего государства.
 
Комил Рашидов.
Доктор юридических наук, профессор.
 
Материалы по теме
15.05.2024 Узбекистан на пути к кардинальному улучшению инвестиционной среды
Инвестиции — важный капитал, запускающий и обеспечивающий развитие экономики любой страны, поскольку она напрямую зависит от потока вложений. Капитал не приходит сам по себе. Для этого необходимо улучшать среду, укреплять правовую базу, проводить последовательные реформы, направленные на защиту интересов инвесторов. Узбекистан, открывшийся миру, уже шагнул в этом направлении.
13.04.2024 Страны Центральной Азии и Совет сотрудничества арабских государств Залива: синергия потенциалов
15 апреля в столице Узбекистана состоится вторая встреча министров иностранных дел формата «Центральная Азия – Совет сотрудничества арабских государств Залива».
19.01.2024 Узбекистан: как превратить молодое поколение в драйвер страны
Сегодня интеллектуальная молодежь Нового Узбекистана демонстрирует свой потенциал в разных сферах всему мировому сообществу. Действительно, наше государство переходит на новый этап развития. Широкомасштабные реформы способствуют укреплению сотрудничества и формированию стабильности не только внутри страны, но и во всем регионе.
01.11.2023 Обеспечение справедливости и верховенства закона в Узбекистане: в контексте судебно–правовых реформ
В Республике Узбекистан за последние годы в рамках судебно-правовых реформ были достигнуты значительные результаты, которые коснулись всех сфер. Как указал Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев «за последние годы мы проделали большую работу по утверждению справедливости в судебно-правовой системе». Основной целью этих реформ являются обеспечение приоритетности прав личности, верховенства закона в деятельности судов и правоохранительных органов.
18.09.2023 Сотрудничество стран Центральной Азии и ООН по вопросам обеспечения региональной безопасности
В последние годы Центральная Азия вступила в новый этап развития сотрудничества с внешнеполитическими партнерами и международными организациями, среди которых важное место занимает Организация Объединенных Наций.
16.09.2023 Пятая Консультативная Встреча Глав Государств Центральной Азии: Формирование общерегиональной безопасности
Состоявшаяся 14 сентября в г. Душанбе Пятая юбилейная Консультативная встреча глав государств Центральной Азии подтвердила твёрдую политическую волю лидеров стран региона всесторонне расширять и углублять многостороннее межгосударственное сотрудничество.
14.09.2023 Стратегия «Узбекистан-2030»: стабильное развитие и процветание
После всенародного обсуждения принят Указ Президента «О Стратегии «Узбекистан-2030» от 12 сентября 2023 года, который отражает новое видение развития страны на ближайшие семь лет. Документ состоит из ста целей, ориентированных на пять основных направлений, и является важным фактором в повышении благосостояния населения и устойчивом экономическом росте.
09.09.2023 Реализация международных инициатив Нового Узбекистана – глобальное признание открытой и прагматичной внешней политики страны
В последние годы заметно возросло внимание международного сообщества к Узбекистану. Переход к новой модели развития страны в соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021гг. и Стратегией развития Нового Узбекистана в 2022-2026 гг. предопределил существенную трансформацию внешнеполитического курса страны.
12.08.2023 ЗНАЧЕНИЕ УЗБЕКСКО-КЫРГЫЗСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Сегодняшняя Центральная Азия – это не вчерашняя Средняя Азия. Место и значение региона на мировой политической арене растет быстрыми темпами. Например, введение форматов «Центральная Азия+» - США, Россия, Китай, Индия, Евросоюз, арабские государства Персидского залива, Япония, Южная Корея, само по себе свидетельствует о том, что границы интересов в регионе расширились. Особенно это было мотивировано организацией регулярных консультационных встреч лидеров стран Центральной Азии. Несомненно, развитие Центральной Азии тесно связано с единством, взаимным доверием и двусторонним сотрудничеством пяти регионов. В связи с этим можно привести пример перехода отношений Узбекистана и Кыргызстана на новый уровень.
13.07.2023 Миссия БДИПЧ ОБСЕ высоко оценила подготовительные работы к выборам президента в Узбекистане
В столице Узбекистана состоялась пресс-конференция Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству Европы, посвященная предварительным результатам досрочных выборов Президента Республики Узбекистан.