02.06.2023 09:10 159

Новая Конституция Узбекистана будет служить развитию дружественных отношений, укреплению мира и согласия в Центральной Азии

Проводимая в последние годы руководством Узбекистана новая проактивная внешняя политика, определившая главным приоритетом укрепление добрососедства и взаимного доверия в Центральной Азии, обеспечила кардинальные сдвиги в развитии процессов регионального сотрудничества и усилила взаимосвязанность государств ЦА.



Исходя из своих национальных интересов, основываясь на исторической, культурной и духовной общности центральноазиатских народов, Узбекистан неизменно остается приверженным проведению открытой и конструктивной политики в отношении своих ближайших соседей, выступает за решение проблем региона со странами Центральной Азии на основе равноправия, взаимного учета интересов и поиска разумных компромиссов. Это позволило значительно улучшить политическую атмосферу в регионе и повысить градус доверия.
Сегодня страны Центральной Азии консолидировали усилия по разрешению системных проблем, сдерживавших межгосударственное сотрудничество. В результате активно развивается многоуровневое и многоплановое взаимодействие, в том числе в сферах экономической кооперации, обеспечения безопасности и стабильности региона, укрепления культурно-гуманитарных связей, проведения скоординированной внешней политики.
Созидательная региональная политика Узбекистана получила поддержку всех государств Центральной Азии, благодаря чему сегодня активизируется политический диалог, расширяются торгово-экономические, промышленно-кооперационные, транспортно-логистические, энергетические, водно-экологические, межрегиональные связи. Это способствует росту политико-дипломатической и экономической привлекательности Центральной Азии, укреплению ее субъектности.
В этом ключе важной платформой для расширения сотрудничества стран региона стал созданный в 2018 году механизм проведения Консультативных встреч глав государств Центральной Азии (КВГГЦА). За короткое время этот формат стал эффективной площадкой для доверительного конструктивного обсуждения и согласованного решения общих проблем стран Центральной Азии.
Поистине историческим и прорывным событием, которое открыло новую страницу в развитии пятистороннего партнерства и вывело региональное сотрудничество в практическую плоскость, стала прошедшая в 2022 году в Кыргызстане 4-я Консультативная встреча.
Особенностью данного саммита стало то, что лидеры стран не просто ограничились подписанием Совместного заявления, а впервые приняли важные концептуальные документы – Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве стран Центральной Азии в XXI веке, «Дорожную карту» по развитию регионального сотрудничества на 2022-2024 годы, Концепцию взаимодействия государств Центральной Азии в рамках многосторонних форматов и Региональную программу «Зеленая» повестка для Центральной Азии». Тем самым были закреплены стратегические договоренности, определяющие приоритеты и действенные меры по дальнейшему развитию регионального взаимодействия.
Важно отметить, что все эти документы не только создали качественную базу для межгосударственного сотрудничества, но самое главное – определили долгосрочный региональный стратегический курс, собственную модель развития Центральной Азии.
При этом в успешном продвижении новой региональной политики и развития взаимосвязанности важнейшую роль сыграли следующие факторы:
Во-первых, интенсивная дипломатия главы Узбекистана и активизация политического диалога на всех уровнях. С 2016 года по настоящее время состоялось более 90 встреч Президента Узбекистана с лидерами стран Центральной Азии в рамках двусторонних и многосторонних форматов. В ходе контактов на высшем уровне решались ключевые вопросы развития двустороннего, регионального и международного сотрудничества.
Прорывными стали подписанные по итогам прошедших в 2022 году узбекско-таджикского и узбекско-казахстанского саммитов Декларация об укреплении вечной дружбы и союзничестве между Узбекистаном и Таджикистаном и Договор о союзнических отношениях между Узбекистаном и Казахстаном.
Кроме того, в ходе визитов Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в октябре 2022 года в Туркменистан и в январе 2023 года в Кыргызстан были приняты Декларация об углублении стратегического партнерства и Декларация о всеобъемлющем стратегическом партнерстве.
Подписание этих документов стало историческим событием и открыло новую веху в отношениях Узбекистана со странами Центральной Азии. Поскольку достигнутые договоренности определяют приоритеты дальнейшего долгосрочного взаимодействия и нацелены на наращивание сотрудничества по всем направлениям, что отвечает жизненно важным интересам наших народов. Примечательно, что данные договоры имеют важное значение не только для двусторонних отношений, но и для устойчивого развития всей Центральной Азии.
Наряду с этим наблюдается активизация межпарламентских, межправительственных и межведомственных встреч, в ходе которых обеспечивается правовое сопровождение реализации двусторонних и многосторонних договоренностей, реализуется потенциал в отраслях экономики, вырабатываются и определяются приоритеты дальнейшего расширения сотрудничества.
Во-вторых, поступательное и конструктивное решение вопросов делимитации и демаркации государственной границы.
К настоящему времени Узбекистан – единственная страна, граничащая со всеми странами региона, которая согласовала вопрос границы с Казахстаном, делимитировала границы с Туркменистаном и Таджикистаном. Вышла на важные договоренности с Кыргызстаном.
В частности, за период 2017-2022 годов были согласованы и подписаны соглашения по делимитации 1170 километров границы с Кыргызстаном, 193 километра – с Таджикистаном. Проведена демаркация государственной границы протяженностью 2356 километров с Казахстаном, с которым полностью согласована линия госграниц. На завершающей стадии переговоры с Таджикистаном и Туркменистаном.
Вместе с тем, Узбекистан и Кыргызстан продолжают поэтапно решать вопросы юридического оформления участков госграниц. В этом контексте хотелось бы отметить, что только за 2018 год страны делимитировали 85% границы. Очередным шагом в этом направлении стала ратификация в ноябре 2022 года Ташкентом и Бишкеком Договора между Узбекистаном и Кыргызстаном об отдельных участках межгосударственной границы.
На этом фоне остальные страны Центральной Азии также стремятся политико-дипломатическими способами урегулировать свои пограничные вопросы. В частности, Казахстан завершил процесс демаркации госграницы с Кыргызстаном и Туркменистаном, ведутся активные переговоры между Кыргызстаном и Таджикистаном.
В целом, подписание соглашений по границам и возобновление работы пограничных пунктов пропуска значительно укрепило политическое доверие, привело к активизации контактов и торговли между жителями приграничных территорий. Все это способствует стабильному и динамичному развитию регионального сотрудничества.
В-третьих, раскрытие регионального торгово-экономического, транспортного и энергетического потенциала.
Сформированный новый политический климат и открытие границ придали мощный толчок развитию экономического сотрудничества в регионе. В частности, между странами Центральной Азии наращивается взаимовыгодное сотрудничество, усиливаются кооперационные связи и транспортно-коммуникационная взаимосвязанность, регион трансформируется в развитый емкий рынок, растет его инвестиционная привлекательность.
Как следствие, с 2016 года по 2022 год число совместных предприятий увеличилось в пять раз, в 4 раза – с 5,5 до 20 миллиардов долларов США выросла внутрирегиональной торговля, общий объем внешней торговли региона увеличился почти в 2 раза, достигнув более 200 миллиардов долларов, доля инвестиций в Центральной Азии от общего объёма в мире повысилась с 1,6% до 2,8%, составив в 2022 году около 40 миллиардов долларов.
Соответственно, в прошлом году среднегодовой темп развития экономики региона составил 6,2%, что в 2 раза выше общемировых показателей, составивших 2,6%. При этом общерегиональный объем ВВП по сравнению с 2000 годом (46 миллиардов долларов) увеличился в 8,6 раза, составив 397 миллиардов долларов.
Ожидается, что в течение последующих 10 лет регион потенциально может привлечь до 170 миллиардов долларов иностранных инвестиций, в том числе 40-70 миллиардов долларов – в несырьевые отрасли.
Реализуются новые формы экономического сотрудничества, в частности создаются приграничные индустриально-торговые зоны, развивается межрегиональное сотрудничество, наращивается промышленная кооперация. Эти аспекты выступают катализатором роста экономик стран Центральной Азии, создают прецеденты и закладывают прочный фундамент устойчивого развития и стабильности региона.
Более того, центральноазиатские страны начинают активно взаимодействовать в транспортной и энергетической сферах. В частности, государствами совместно реализуются такие флагманские проекты, как строительство железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан», Трансафганского коридора, Камбаратинской ГЭС-1, и другие. Они позволят интегрироваться экономикам, окажут положительное влияние на развитие транспортно-логистических сетей региона, способствуют росту энергетического потенциала и совместному рациональному использованию трансграничных водных ресурсов. При этом важно отметить, что инициируемые республиками транспортные и энергетические крупные трансграничные инфраструктурные проекты получают всестороннюю поддержку всех государств Центральной Азии, что свидетельствует об их готовности к дальнейшему укреплению региональной взаимосвязанности.
В-четвертых, наращивание культурно-гуманитарных связей.
С первых дней своего президентства Шавкат Мирзиёев особое внимание придает развитию межкультурного диалога в Центральной Азии, который является основой укрепления добрососедства и сотрудничества, мира и спокойствия в регионе.
При этом в последнее время благодаря политической воле и совместным усилиям лидеров стран Центральной Азии тренд на дальнейшее сближение народов и развитие культурно-гуманитарных отношений обретает устойчивый и необратимый характер.
Так, увеличилась частота проведения в центральноазиатских странах различных совместных культурно-гуманитарных мероприятий и встреч: Дни культуры, литературы, искусства и кино, Дни творческой интеллигенции, Вечера дружбы, различные форумы и фестивали, которые в том числе способствуют укреплению межконфессионального согласия в регионе.
Необходимо отметить, что все страны также проявляют высокую заинтересованность к углублению совместного сотрудничества в сфере образования, здравоохранения, туризма, молодежной политики.
По этим направлениям регулярно проводятся региональные форумы, конференции, разрабатываются и реализуются программы по развитию долгосрочного сотрудничества.
Одним из ключевых факторов объединения региона становится формирование региональной идентичности. Страны Центральной Азии начали придавать важное значение укреплению в регионе чувства сопричастности, сплоченности и утверждению осознания общей ответственности за будущее региона, опираясь на общность культурно-исторического цивилизационного и духовного наследия государств региона.
Укрепление культурно-гуманитарных связей и региональной идентичности уже выступает фундаментом и драйвером кооперации, способствуют эффективному преодолению вызовов и угроз современности.
В-пятых, консолидация усилий в рамках выстраивания региональных отношений с внешними партнерами.
Основой для активизации совместной деятельности в этом направлении стало принятие в 2022 году в ходе 4-й Консультативной встречи глав государств ЦА «Концепции взаимодействия государств Центральной Азии в рамках многосторонних форматов». Этот документ фактически запустил процесс формирования субъектности Центральной Азии, поскольку направлен на укрепление политического диалога и сотрудничества в регионе как единого целого. Концепция создает основу для выработки центральноазиатскими странами общих подходов и единой позиции в выстраивании взаимоотношений с внерегиональными партнерами.
Между тем, за последние годы увеличились форматы диалога «Центральная Азия плюс», инициативы стран региона получают поддержку в ООН. Так, на сегодняшний день функционируют 10 диалоговых площадок, из них 6 были созданы за последние 4 года. Необходимо отметить, что начиная с 2022 года, многие из этих форматов проводятся на уровне глав государств.
Более того, если в период с 1991-го по 2016 год в ООН по инициативе стран Центральной Азии было принято около 20 резолюций, то с 2016 года по настоящее время принято 18 резолюций.
В документах отражены такие важные для региона вопросы, как устойчивое развитие, безопасность, установление мира и доверия в регионе. Особое внимание уделяется развитию трансграничного сотрудничества, укреплению транспортных связей и продвижению туризма.
Важное место занимают вопросы защиты прав молодежи и поощрения толерантности. При этом продвижение важных инициатив в рамках ООН способствовало росту международного значения региона, его восприятия как единого целого.
Важно отметить, что в последние годы государства Центральной Азии все больше выступают с похожих или единых позиций в рамках региональных многосторонних организаций, включая СНГ, ШОС, ОТГ, СВМДА и другие.
При этом они исходят из региональных интересов, придерживаются общерегиональных подходов, оказывают взаимную поддержку выдвигаемым инициативам.
Укрепляя региональную интеграцию и отношения с внешними партнерами, центральноазиатские страны начали развивать межрегиональные связи с сопредельными регионами, в первую очередь с Южной Азией.
В частности, предложенная в 2020 году Узбекистаном инициатива по развитию взаимосвязанности Центральной и Южной Азии получила всестороннюю поддержку как со стороны стран-соседей, так и международного сообщества.
Президент Узбекистана неоднократно отмечал, что укрепление взаимосвязанности и объединение потенциалов Центральной и Южной Азии обеспечит стабильность и процветание наших стран. В этих целях в 2021 году в ходе Конференции высокого уровня «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности» в Ташкенте был запущен широкий диалог между странами Центральной и Южной Азии.
Логическим продолжением этого стало принятие 11 июля 2022 года Генассамблеей  ООН специальной резолюции об укреплении взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией, инициированной Узбекистаном и разработанной в соавторстве с 40 странами. Несомненно, она будет способствовать формированию в Центральной и Южной Азии пространства совместного развития, надежной системы безопасности, политических, торгово-экономических отношений в интересах всех участников.
Значимым достижением можно назвать выдвинутую Туркменистаном и поддержанную всеми странами региона резолюцию Генеральной Ассамблеей ООН, объявляющую Центральную Азию зоной мира, доверия и сотрудничества, которая была принята 28 июля 2022 года.
Это знаменует формирование новой парадигмы взаимодействия в Центральной Азии и становление региона в качестве пространства взаимовыгодного сотрудничества и доверия, а не конкуренции.
В целом Узбекистан, задав динамичный темп региональным процессам и кооперации, намерен продолжить проактивную, инициативную и конструктивную дипломатию в Центральной Азии. Этому также будут способствовать формирующиеся в Узбекистане благоприятные условия на фоне реализуемых во главе с Президентом Шавкатом Мирзиёевым экономических преобразований и политических реформ.
В этом ключе состоявшийся 30 апреля в стране референдум по принятию Конституции Узбекистана в новой редакции, обновививший Основной закон на 65%, безусловно позитивно отразится на внешнеполитической деятельности Ташкента.
Уже в преамбуле в обновленной Конституции заявлено о стремлении страны к укреплению и развитию дружественных отношений с мировым сообществом, прежде всего с соседними государствами, на основе сотрудничества, взаимной поддержки, мира и согласия.
Среди ключевых принципов внешней политики наряду с такими общепризнанными принципами международного права, как суверенное равенство государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела других государств, определяется новый принцип внешней политики уважения прав и свобод человека.
Более того, внешнеполитической задачей конституционного ранга определяется проведение миролюбивой и дружественной политики со всеми государствами и международными организациями.
Несомненно, приоритетизация прав и свобод человека, мира и дружбы во взаимоотношениях с внешними акторами будет способствовать продвижению и укреплению регионального сотрудничества.
В свою очередь, нацеленность страны на всемерное развитие двусторонних и многосторонних отношений с государствами и международными организациями позволит активизировать и задействовать потенциал для развития регионального взаимодействия на долгосрочную перспективу.
При этом стоит учесть, что в реализации внешнеполитической деятельности страны Узбекистан прежде всего исходит из высших интересов народа, его благосостояния и безопасности.
Резюмируя, можно с уверенностью констатировать, что прилагаемые Узбекистаном усилия, направленные на всестороннее практическое наращивание региональной взаимосвязанности, а также готовность стран Центральной Азии к дальнейшей кооперации, продолжат укреплять новую региональную модель сотрудничества, призванную обеспечить безопасное стабильное и устойчивое развитие во благо народов, проживающих в странах региона.
 
Мурод Узаков,
руководитель Центра Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан
 
Материалы по теме
11.01.2024 Узбекистан: нововведения в интересах человека
Для отечественной сферы труда 2023 год стал знаменателен тем, что 30 апреля прошлого года в республике вступил в силу обновленный кодекс, регулирующий трудовые отношения на основе баланса интересов работников, работодателей и государства.
21.12.2023 Повышение правовой культуры и правосознания населения в Узбекистане
Повышение правовой культуры и правосознания являются фундаментальными принципами справедливого и процветающего общества. В Узбекистане продвижение правовой культуры и развитие правосознания населения стали важными задачами в последние годы. Об этом свидетельствует лишь арсенал нормативно-правовых актов, принятых за минувшие годы, также как колоссальные реформы, осуществляемые руководством страны.
06.12.2023 Узбекистан укрепляет основы политической стабильности, укрепляя межэтническое согласие и дружественную обстановку в Центральной Азии
Узбекистан расположенный на перекрестке Великого Шелкового пути, на протяжении веков служил уникальным мостом, соединяющим Европу, Ближний Восток, Южную и Восточную Азию с ее богатым культурным и историческим наследием. На этой священной земле родились и прославились всему миру сотни великих ученых, внесших огромный вклад в развитие мировой науки, заложивших фундаментальные научные основы различных дисциплин.
02.04.2023 Группа извращенцев ЛГБТ из Европы снова осквернила горы Кыргызстана
Поднимая свои флаги на нашей земле европейские "активисты" оскорбляют чувства всех правоверных мусульман нашей страны
01.05.2021
16.07.2017 Откровения мам «особенных» детей
Часто мамам «особенных» детей приходится слышать в роддоме слова «брось его он(а) не будет нормальным человеком, ты еще молодая родишь, еще и др. обидные и неприятные слова
23.03.2017 Бросил камень в стеклянную стену
13 марта 2017 года на странице интернет сайта «Фергана.ру» была напечатана интервью Алексея Торка с бывшим большим госчиновником КР под названием «Экс-замминистра культуры Кыргызстана Максат Чакиев: Лет через пять националисты заявят о себе, как о политической силе»