21.08.2017 11:34 Махмуд Казакбаев Бишкек 3475

Север-Юг: новый баланс с новым премьером

В ближайшие дни, как было официально анонсировано, действующий премьер-министр КР Сооронбай Жээнбеков сложит свои полномочия и окончательно займется президентской выборной кампанией


На его место прочат Сапара Исакова, руководителя Аппарата президента КР. Который, кстати говоря, знаком с Сооронбаем Шариповичем с детских лет – уже более 30 лет.
Интересно отметить, что Сапар Исаков, будучи по происхождению из Нарынской области, то есть с Севера, учился и вырос в Оше. Ведь его недавно умерший отец работал партийным функционером в Ошской области, так что его семья много лет прожила в Южной столице. То есть в принципе Исаков не является чужим и для юга страны.
Он весной мог бы претендовать и на президентский пост, но, насколько известно Альянс-пресс, очень этого не хотел (видимо, опасался, что не хватит опыта). В последние полгода в администрации президента КР активно обсуждались многие ключевые вопросы, касающиеся работы правительства. Так что Сапар Исаков наверняка в курсе важнейших проблем работы кабинета министров.
У него, вероятно, есть и свои кандидатуры на министерские посты – в первую очередь из числа тех молодых профессионалов, с которыми он сработался, реализуя проект цифровой трансформации общества «Таза коом». Ему конечно предстоит пройти утверждение в Жогорку Кенеше, но депутаты уже говорят о его назначении как о решенном деле.  
Что это может означать в изменении соотношения сил между Севером и Югом в Кыргызской Республике, и как это может сказаться на результатах будущих президентских выборов? Рискнем предположить, что мы являемся свидетелями формирования нового, если так можно выразиться, тандема. Но не такого, который был у Бакиева с Феликсом Куловым. Тогда оба «партнера» держали камень за пазухой и были готовы при малейшей возможности всадить друг другу нож в спину. Бакиев оказался тогда проворнее, но это роли не играет. Могло быть и наоборот, это ничего не меняло. Здесь же речь идет о тандеме людей одной команды. Это принципиально важно.
Сооронбая Жээнбекова на Севере страны до последнего времени несколько опасались. Не потому даже, что знали за ним какие-то грехи, а просто не представляли, кто он такой. Неизвестное всегда страшит. И, конечно, присутствовал страх, что следом за ним на Север хлынет лавина южан. У всех на памяти пример, когда внезапно все сотрудники госавтоинспекции в Бишкеке оказались джалал-абадцами по происхождению. В последние полтора месяца Сооронбай Жээнбеков много бывал в северных областях и как будто бы этот страх притушил. Но в глубине души у кого-то он мог остаться. Однако теперь для него нет никаких оснований: новый тандем восстановит баланс между регионами (а полномочий у премьер-министра, в том числе в кадровых вопросах, пожалуй, больше, чем у президента).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что назначение Сапара Исакова премьер-министром КР серьезно повышают шансы Сооронбая Жээнбекова на победу, причем уже в первом туре. Исаков и Жээнбеков взаимно укрепят друг друга. Сапар Исаков привлечет на их сторону голоса северян, а также молодежи и предпринимателей, которые заинтересованы в реализации проекта «Таза коом». Я полагаю, что после этого в выборной кампании наступит серьезный перелом. И, следовательно, Омурбек Бабанов на днях сильно погорячился, пообещав публично победить соперников, причем еще в первом туре.
 
Материалы по теме
13.04.2024 Страны Центральной Азии и Совет сотрудничества арабских государств Залива: синергия потенциалов
15 апреля в столице Узбекистана состоится вторая встреча министров иностранных дел формата «Центральная Азия – Совет сотрудничества арабских государств Залива».
19.01.2024 Узбекистан: как превратить молодое поколение в драйвер страны
Сегодня интеллектуальная молодежь Нового Узбекистана демонстрирует свой потенциал в разных сферах всему мировому сообществу. Действительно, наше государство переходит на новый этап развития. Широкомасштабные реформы способствуют укреплению сотрудничества и формированию стабильности не только внутри страны, но и во всем регионе.
01.11.2023 Обеспечение справедливости и верховенства закона в Узбекистане: в контексте судебно–правовых реформ
В Республике Узбекистан за последние годы в рамках судебно-правовых реформ были достигнуты значительные результаты, которые коснулись всех сфер. Как указал Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев «за последние годы мы проделали большую работу по утверждению справедливости в судебно-правовой системе». Основной целью этих реформ являются обеспечение приоритетности прав личности, верховенства закона в деятельности судов и правоохранительных органов.
18.09.2023 Сотрудничество стран Центральной Азии и ООН по вопросам обеспечения региональной безопасности
В последние годы Центральная Азия вступила в новый этап развития сотрудничества с внешнеполитическими партнерами и международными организациями, среди которых важное место занимает Организация Объединенных Наций.
16.09.2023 Пятая Консультативная Встреча Глав Государств Центральной Азии: Формирование общерегиональной безопасности
Состоявшаяся 14 сентября в г. Душанбе Пятая юбилейная Консультативная встреча глав государств Центральной Азии подтвердила твёрдую политическую волю лидеров стран региона всесторонне расширять и углублять многостороннее межгосударственное сотрудничество.
14.09.2023 Стратегия «Узбекистан-2030»: стабильное развитие и процветание
После всенародного обсуждения принят Указ Президента «О Стратегии «Узбекистан-2030» от 12 сентября 2023 года, который отражает новое видение развития страны на ближайшие семь лет. Документ состоит из ста целей, ориентированных на пять основных направлений, и является важным фактором в повышении благосостояния населения и устойчивом экономическом росте.
09.09.2023 Реализация международных инициатив Нового Узбекистана – глобальное признание открытой и прагматичной внешней политики страны
В последние годы заметно возросло внимание международного сообщества к Узбекистану. Переход к новой модели развития страны в соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021гг. и Стратегией развития Нового Узбекистана в 2022-2026 гг. предопределил существенную трансформацию внешнеполитического курса страны.
12.08.2023 ЗНАЧЕНИЕ УЗБЕКСКО-КЫРГЫЗСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Сегодняшняя Центральная Азия – это не вчерашняя Средняя Азия. Место и значение региона на мировой политической арене растет быстрыми темпами. Например, введение форматов «Центральная Азия+» - США, Россия, Китай, Индия, Евросоюз, арабские государства Персидского залива, Япония, Южная Корея, само по себе свидетельствует о том, что границы интересов в регионе расширились. Особенно это было мотивировано организацией регулярных консультационных встреч лидеров стран Центральной Азии. Несомненно, развитие Центральной Азии тесно связано с единством, взаимным доверием и двусторонним сотрудничеством пяти регионов. В связи с этим можно привести пример перехода отношений Узбекистана и Кыргызстана на новый уровень.
13.07.2023 Миссия БДИПЧ ОБСЕ высоко оценила подготовительные работы к выборам президента в Узбекистане
В столице Узбекистана состоялась пресс-конференция Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству Европы, посвященная предварительным результатам досрочных выборов Президента Республики Узбекистан.
11.07.2023 Миссия БДИПЧ ОБСЕ: Досрочные президентские выборы в Узбекистане, состоявшиеся 9 июля, были хорошо подготовлены
«Досрочные президентские выборы, состоявшиеся 9 июля, были хорошо подготовлены с технической стороны», - сказала глава Миссии Бюро демократических институтов и прав человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ ОБСЕ) Урсула Гачек в ходе состоявшейся 10 июля 2023 г. в столице пресс-конференции, посвященной предварительным результатам выборов Президента Узбекистана.